Автомобильный сайт: grandeur-club.ru

Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять

6

Даже на самой лучшей АЗС топливо не бывает на 100% чистым. На нефтеперерабатывающем заводе оно может быть таким, но при перекачке краны, клапаны, металлические или пластиковые трубки могут изнашиваться, и в топливо попадают кусочки резины, металла и ржавчины.

Поэтому для удаления этих загрязнений необходим топливный фильтр. Он работает, задерживая частицы в фильтрующей среде и пропуская через себя топливо. Для поддержания чистоты и работоспособности фильтра его следует регулярно заменять.

Опасные покупки

Приобретение топлива у сомнительного продавца может быть опасным: потенциально в нечистых канистрах, ведрах, бочках и других держателях может находиться бензин или дизельное топливо. Для предотвращения попадания лишних предметов в топливную систему в каждом автомобиле установлены топливные фильтры.

Типы фильтров

В комплект каждого автомобиля входят два топливных фильтра.

Крупноячеистая сетка

Как правило, именно более мелкая сетка служит защитой топливного насоса от попадания крупных частиц. Фильтр с более тонкой сеткой обеспечивает более надежную защиту хрупкой топливной аппаратуры:

Топливный насос

Он отвечает за перекачку топлива из бака в топливные форсунки с постоянным давлением.

Топливные форсунки

Именно эта деталь распыляет топливо в камеру сгорания. Фильтр предназначен для борьбы с частицами, которые не видны невооруженным глазом, а также с побочными продуктами работы топливного насоса из топливного бака.

Необходимость топливных фильтров

Топливный фильтр служит корпусом тонкой очистки. Его элемент расположен в алюминиевом корпусе, а стрелка на корпусе указывает путь потока топлива. Такой фильтр устанавливается на инжекторных двигателях. Можно ли ездить без топливного фильтра?

Наличие топливных фильтров

Фильтры как грубой, так и тонкой очистки можно найти на самых примитивных автомобилях с карбюраторным двигателем. Отсутствует он только в двух случаях.

Потенциальная опасность игнорирования установки сетки топливного насоса

При ремонте или диагностике топливной системы поток топлива может быть направлен в обход фильтра. Это делается при очистке форсунок, путем подключения специального нагнетателя непосредственно к топливной рампе, затем отключения топливного насоса, заполнения нагнетателя жидкостью для очистки топливной системы и запуска двигателя на нем.

Механику совершенно необходимо быть предельно осторожным при работе с топливной аппаратурой, так как соблюдение чистоты является первостепенной задачей. К сожалению, это не самая редкая ошибка среди автомехаников. Сетка топливного насоса может быть установлена или закреплена неправильно, поэтому необходимо помнить о потенциальной опасности упущения таких моментов.

Без фильтра: Потенциальная неприятность

Без фильтра у машины могут возникнуть серьезные проблемы. Отсутствие фильтра грубой очистки может привести к ухудшению работы системы, а фильтр тонкой очистки будет быстро забиваться более крупными примесями. Топливный насос может сломаться, если в него со дна бака попадет крупная песчинка. Если частицы не слишком велики, насос не остановится, но он будет интенсивно работать и перемалывать все, что находится на дне топливного бака, включая песок, грязь и ржавчину.

Без хорошего фильтра все гораздо хуже

При отсутствии фильтра тонкой очистки существует вероятность выхода из строя дорогостоящей топливной аппаратуры, такой как насосы и топливные форсунки. В топливном насосе высокого давления поршень и гильза работают вместе. Если в них попадет значительное пятно, то топливный насос будет настолько сильно поврежден, что его производительность снизится.

На конце топливной форсунки стоит распылитель с отверстиями. Чем мельче они расположены и чем больше давление топлива, тем эффективнее топливо смешивается с воздухом и тем самым двигатель становится мощнее и экономичнее. Например, четыре отверстия в дизельном двигателе КАМАЗа имеют диаметр 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко забить одно или несколько из этих отверстий, что приводит к неправильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.

Установка фильтра тонкой очистки топлива

Топливный фильтр тонкой очистки состоит из бумажной гармошки, свернутой в цилиндр. Эта конструкция может быть самой разнообразной. Она может включать в себя уплотнительные кольца и небольшую рамку в основании для сбора воды. В качестве альтернативы в корпусе могут быть предусмотрены трубки или каналы, позволяющие удалять воду без необходимости разбирать весь фильтр.

Корпус топливной системы

Данный корпус является важным элементом топливной системы, имеет съемную крышку и специальную емкость. Кроме того, в корпусе, или крышке, может находиться специальный слив для воды. Приобретая фильтр, важно убедиться в высоком качестве упаковки. Вместе с картонной коробкой он должен быть запаян в герметичный пакет или пленку — это позволит защитить его от влаги. Вот пример бескорпусного топливного фильтра тонкой очистки от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем, укомплектованного дополнительной трубкой для устранения скопления воды в нижней части корпуса. Фото: Henadzi Kilent/Shutterstock.

Размещение корпусного фильтра

Как правило, корпусной фильтр устанавливается на основание, обычно изготовленное из алюминия, так как он наиболее устойчив к разрушению. Кроме того, иногда для этой цели используется пластик. Внутри корпуса находится цилиндрический складчатый фильтр, изготовленный из фильтровальной бумаги.

Фильтры карбюраторов

В карбюраторах давление топлива невелико, поэтому корпус фильтра имеет относительно небольшие размеры и изготавливается из тонкого прозрачного пластика. Это позволяет легко контролировать состояние фильтра, так как скопления грязи видны на картридже. При большом количестве загрязнений фильтр подлежит замене.

Инжекторы и дизели

Инжекторы требуют более высокого давления для подачи топлива и тех же стандартов чистоты. Распространенным материалом для корпуса является алюминий, на котором можно увидеть надпись о рабочем давлении. При наличии этой информации в конструкцию встраивается редукционный клапан. Он состоит из трех портов: входного, выходного и «обратки», через которую ненужное топливо направляется обратно в бак.

Для дизельных двигателей фильтр, как правило, имеет вертикальную форму и изготавливается либо из алюминия, либо из толстостенного непрозрачного пластика. Он имеет четыре штуцера: вход, выход, возврат из топливной рампы, возврат в бак. Кроме того, в фильтр может быть встроен штуцер для слива воды или датчик воды.

Фильтры без датчиков и фитингов

Иногда фильтр может быть не оснащен датчиком или фитингом. Вместо них устанавливается заглушка. В этом случае необходимо перенести датчик со старого фильтра на новый. Рабочее давление, на которое настроен бензиновый топливный фильтр, может быть обозначено на его корпусе. Топливный насос постоянно нагнетает топливо под высоким давлением, обеспечивая его постоянную подачу. Редукционный клапан служит для снижения избыточного давления и направления части топлива обратно в бак.

Внешне идентичные фильтры, рабочее давление имеет значение

Для атмосферных двигателей требуется топливная система, работающая при давлении 4 бар, с одним топливным насосом, расположенным в баке. Турбодвигатели с непосредственным впрыском требуют 6,6 бар для питания топливного насоса, которое затем возрастает до 40–60 бар. В зависимости от двигателя на корпусе фильтра может быть указано давление 4,5 или 3,8 бар.

Необслуживаемые топливные фильтры

Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в корпусе топливного насоса в топливном баке на весь срок службы автомобиля. При замене такого фильтра может возникнуть несколько проблем:

  • В сервисном руководстве может не быть указаний по данной процедуре, что приведет к удорожанию работ.
  • Сам фильтр может не продаваться как отдельная деталь — в каталоге запасных частей будет указан только топливный насос в сборе с фильтром.

Топливный фильтр Фольксваген Туарег

Топливный фильтр бензинового автомобиля Volkswagen Tuareg расположен над топливным насосом. Эта деталь продается как отдельный элемент, но правил ее замены до сих пор не существует. Найти его бывает непросто.

Какой фильтр выбрать?

Очень важно выбрать топливный фильтр в соответствии с VIN. Если этим пренебречь, то велика вероятность того, что двигатель будет работать неправильно и что-нибудь сломается. Если фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар поставить в автомобиль с турбонаддувом с давлением 6,6 бар, то топливо будет подаваться с перебоями. На холостом ходу двигатель будет работать ровно, но под нагрузкой возникнут осечки: смесь будет недостаточной, а давление недостаточным. ЭБУ попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь в некотором диапазоне оборотов, но при этом возникнет проблема с превышением оборотов.

Потенциальная опасность детонации

Если на двигатель с меньшей мощностью установить фильтр с большим давлением, то форсунки будут подавать больше топлива, смесь будет усиливаться, и возникнет вероятность детонации. В этом случае топливно-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется раньше, чем должна. Если электроника не выявит эту проблему, то двигатель потребует серьезного ремонта.

Неоригинальный топливный фильтр

Обычно оригинальный топливный фильтр достать не удается, поскольку он может быть недоступен или слишком дорог. К счастью, обычно существуют хорошие альтернативы. Посоветуйтесь со специалистом станции техобслуживания, чтобы узнать, какой из них лучше использовать.

Не экономьте на фильтрах

Если вы выбираете фильтр для себя, лучше не останавливаться на бюджетных вариантах. Существует проблема с клапаном регулировки давления в фильтре одной из китайских марок, из-за которой при работе топливного насоса раздается громкий свист. Неизвестно, поддерживают ли эти фильтры необходимое давление, но покупатели, как правило, сразу же возвращают их. Возможно, автомобиль и не придется буксировать, но ситуация все равно неприятная.

Когда менять топливный фильтр

Сроки замены топливного фильтра определяются регламентом автопроизводителя. Например, на Volkswagen Polo Sedan это необходимо делать каждый второй раз или через каждые 30 тыс. км. Фильтр находится в нижней части автомобиля, рядом с топливным баком, и добраться до него несложно. В автомобиле Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса, внутри бака. Для его замены необходимо снять и разобрать топливный насос. Однако по регламенту это необходимо делать каждые 60 тыс. км.

Проверка регламента замены топливного фильтра

Когда речь идет о дизельных двигателях грузовых автомобилей, регламент может быть не таким, как для легковых машин. Например, в дизельном Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр заменяется каждый второй раз, но это происходит примерно через каждые 40 тыс. км. В руководстве по эксплуатации автомобиля должны быть указаны сроки замены топливного фильтра. В случае если фильтр не обслуживается, а производитель ничего не говорит о его замене, лучше всего обратить внимание на характеристики автомобиля и работу двигателя. При засорении топливного фильтра можно заметить определенные признаки.

Поиск и устранение неисправностей двигателя

Двигатель начинает икать, периодически глохнет. После длительного простоя двигатель с трудом запускается. При подъеме по наклонной плоскости или при перевозке груза автомобилю не хватает мощности, что приводит к вибрации и повышенному расходу топлива. Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, лучше всего обратиться в сервисный центр, но в первую очередь вам посоветуют заменить топливный фильтр. Важно вычеркнуть самую простую проблему, а затем, при необходимости, продолжить диагностику.

Не пренебрегайте топливным фильтром

Не забывайте о топливном фильтре! Не затягивайте с его заменой, соблюдайте регламент, а если заправляетесь из сомнительного источника, то меняйте его чаще. Если вы беретесь за замену фильтра самостоятельно, будьте готовы к тому, что это может привести к загрязнению или ржавчине.

Стоимость замены фильтра на станции технического обслуживания

При замене автомобильного фильтра обязательно уточните стоимость замены на станции технического обслуживания. Инструмент для самостоятельной замены может оказаться дороже, чем услуги специалиста. Как правило, фильтры необходимо менять раз в два года.

Остерегайтесь дешевых фильтров. Не покупайте самые дешевые фильтры, так как проблемы могут возникнуть, когда вы находитесь далеко от дома. Это может привести к тому, что придется вызывать эвакуатор, чтобы доставить автомобиль на ближайшую станцию техобслуживания.

Комментарии закрыты.