Гидрокомпенсаторы — это элементы двигателей внутреннего сгорания, позволяющие регулировать фазы газораспределительного механизма. В 1930-х годах они впервые были применены в автомобилях Cadillac. Однако широкое распространение они получили лишь спустя несколько десятилетий, когда началось развитие японской автомобильной промышленности. Хотя они и усложняют конструкцию двигателя, но значительно облегчают его обслуживание.
Гидравлический компенсатор
Гидрокомпенсатор — это система в двигателе внутреннего сгорания, обеспечивающая регулярное регулирование теплового зазора клапана двигателя. Раньше эта часть двигателя регулировалась вручную, но при установке гидрокомпенсатора это происходит автоматически, исключая необходимость в ручном управлении.
Причины установки гидрокомпенсатора
В двигателях внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, которые впускают топливно-воздушную смесь и выпускают отработавшие газы. Распределительный вал регулирует открытие клапана, и между ним и деталью, открывающей клапан, имеется тепловой зазор. Этот зазор призван компенсировать небольшое расширение металла в результате нагрева при работе двигателя. Обычно этот зазор устанавливается производителем и слишком мал, чтобы его можно было увидеть невооруженным глазом. Для обеспечения нормальной работы двигателя необходим гидравлический компенсатор.
Регулировка зазора
Если зазор между компонентами слишком мал, клапан не сможет закрыться должным образом, чтобы обеспечить герметичность камеры сгорания. Если зазор слишком велик, клапан будет открываться слишком поздно или частично, что приведет к снижению способности цилиндра всасывать топливно-воздушную смесь. Гидравлический компенсатор позволяет автоматически изменять величину зазора, что значительно упрощает обслуживание двигателя, поскольку отпадает необходимость в ручной регулировке.
Преимущества гидрокомпенсаторов
— Снижение уровня шума при работе двигателя внутреннего сгорания; — Автоматизированная регулировка зазоров по мере износа деталей; — Увеличение срока службы всего узла.
Конструкция
Как правило, конструкция гидрокомпенсаторов одинакова независимо от их размещения. В двигателях SOHC с одним распределительным валом они располагаются в гнездах коромысел клапанов. В системах DOHC с двумя валами они располагаются в гнездах головки блока цилиндров.
Функциональные возможности гидрокомпенсатора
Гидрокомпенсатор (или просто «гидро») представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, состоящий из плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шарика (плунжерного клапана) и масляных каналов.
Плунжер является ключевым элементом гидрокомпенсатора. Через шаровой клапан масло поступает в расположенную под ним камеру. Когда камера заполняется, клапан под действием давления пружины закрывается.
Давление создается при контакте с распределительным валом
Когда кулачок распределительного вала соприкасается с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора, возникает давление, и клапан срабатывает. Таким образом, усилие, передаваемое от распределительного вала, передается на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. В процессе работы двигателя изменяется количество масла, необходимого для заполнения плунжера, что позволяет регулировать тепловой зазор.
Причины стука на «холодную»
Гидрокомпенсатор при работе может издавать стук, похожий на стрекотание. Однако это не всегда свидетельствует о неисправности гидротолкателя. Существуют и другие возможные причины появления стука при работе компенсатора на «холодную».
Загрязнение каналов гидрокомпенсатора
Одной из основных причин стука может быть загрязнение каналов гидрокомпенсатора. При нагреве масло становится более жидким и лучше проходит по каналам, что может привести к исчезновению звука.
Причины стука в «горячую»
-
Грязное или низкосортное масло, проблема которого, как правило, решается при замене на свежую смазку;
-
Использование более вязкого смазочного материала, чем предлагает производитель;
-
Деградация клапана гидрокомпенсатора, приводящая к потере масла в шаровой системе.
-
Неисправность масляного насоса, приводящая к снижению давления в контуре смазки.
Слишком много или слишком мало масла в двигателе; ### Повреждение или неисправность самого гидрокомпенсатора.
Как определить неисправность гидрокомпенсатора:
Неисправный гидрокомпенсатор издает высокочастотный стрекот. Его не всегда можно услышать из салона, особенно если автомобиль имеет звукоизоляцию. Звук исходит из верхней части двигателя и легко слышен из-под клапанной крышки.
Ненормальные шумы? Проверьте масло!
Шум может варьироваться от легкого шипения до громкого стука. Если появился громкий стук, необходимо проверить уровень масла, так как он может быть слишком низким, и в первую очередь пострадают гидрокомпенсаторы. Также целесообразно осмотреть поддон двигателя, если при движении по бездорожью в нем образовалась вмятина, мешающая его оптимальной работе.
Неисправность после замены масла
Вероятно, была получена некачественная смазка, если стук появился именно после следующей замены масла.
Устранение стука гидрокомпенсатора
Для восстановления работоспособности гидротолкателя необходимо произвести последовательную замену масла и фильтра. Если после этой процедуры стук сохраняется, то необходимо заменить гидрокомпенсаторы. Если владелец не часто обновлял моторное масло, то, скорее всего, требуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.
Если после запуска двигателя слышен стук
Если вы завели автомобиль и услышали легкий стук из-под клапанной крышки, вы можете поездить на нем еще некоторое время. Но не откладывайте поездку в автосервис — неисправный гидрокомпенсатор может вызвать проблемы с системой газораспределения и/или головкой блока цилиндров. Как избежать этих проблем?
Регулярный уход
Для защиты гидрокомпенсаторов от неисправностей важно придерживаться общих принципов замены масла, рекомендованных производителем. Обычно это происходит во время ежегодного техосмотра, но при необходимости интервал может быть сокращен — например, при поездках на большие расстояния, под большой нагрузкой и в сложных условиях.
Замена не требуется
Регулярная замена гидрокомпенсаторов не требуется. При правильном уходе они могут прослужить до 200 тыс. км пробега.
Комментарии закрыты.