Октановое число топлива оказывает большое влияние на его расход. Более высокое октановое число означает, что топливо способно выдерживать большее сжатие без взрыва, а значит, двигатель может извлечь из него больше энергии. Поэтому для двигателей, которым необходимо сжимать топливо, необходимо использовать более высокооктановое топливо.
Влияние октана на скорость потока
Рассмотрим двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива не зависит от вида топлива, она связана с геометрическими пропорциями двигателя: (Vc+Vh)/ Vc (см. рисунок). Расход может изменяться только за счет мощности, выделяемой при сгорании топлива. Отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от 92-го? По данным Википедии, энергия сгорания бензина находится в пределах 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 связано с 92-м, а 44 — с 95-м (что не совсем корректно, поскольку существуют также 80- и 98-октановые топлива), то все равно нельзя утверждать, что мощность увеличивается на 15%.
Двигатель и бензин: В чем разница?
Если наш воображаемый двигатель имеет степень сжатия 6–8, то для его нормальной работы достаточно октанового числа 76/80. Это означает, что топливо не будет детонировать в цилиндрах. Однако если в двигатель со степенью сжатия 8–9 залить бензин с октановым числом 80, то он начнет взрываться еще до того, как его воспламенит искра от свечи зажигания. Это не очень хорошо для двигателя. В норме бензин должен сгорать, а не детонировать внутри цилиндра. Если вы используете 98-октановое топливо, оно не будет детонировать раньше времени, но будет сгорать слишком медленно, поскольку рассчитано на более высокую степень сжатия. Это приведет к тому, что часть топлива попадет в выхлопную трубу, тем самым повредив клапаны.
К счастью, современные двигатели оснащены «мозгами», позволяющими определять оптимальное время воспламенения топлива в цилиндре. В результате топливо воспламеняется раньше, чем при использовании родного топлива 92/95. Если октановое число низкое, то топливо сгорает слишком рано, что приводит к повышенному расходу, и двигатель с трудом «тянет». При более высоком октановом числе характеристики просто снижаются из-за длительного сгорания топлива, а расход топлива растет без заметных симптомов. Однако даже при использовании обычного бензина может возникнуть ощущение, что двигатель «не тянет», поскольку зажигание происходит слишком рано.
Влияет ли октановое число на расход топлива?
Если залить бензин с октановым числом ниже рекомендуемого, то расход топлива увеличится. Однако даже если использовать бензин с более высоким октановым числом, расход вряд ли снизится, а может даже возрасти.
В случае 95-го октана
Если двигатель рассчитан на использование 95-го октана, то при использовании 92-го октана расход будет выше.
В случае 92-го октана
С другой стороны, если двигатель рассчитан на использование 92-го октана, то при использовании 95-го октана никаких преимуществ не будет.
Заправка влияет на потребление
Если залить в бак смесь бензина с ослиной мочой, то энергия сгорания уменьшится, а значит, и расход увеличится. Неважно, используете ли вы топливо 95-го или 92-го класса, расход все равно может измениться при переключении, но только из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.
Потенциальные проблемы, связанные с недооценкой октанового числа
Автопроизводитель может рекламировать более низкое октановое число для своего топлива, чтобы привлечь больше покупателей. Необходимо проверить степень сжатия двигателя до того, как вы решите потратить деньги на более дорогое топливо, иначе вас может ждать сюрприз.
Недооценка необходимого октанового числа может привести к необычному поведению автомобиля. Например, после перехода на 95-е октановое топливо мой автомобиль первые несколько километров едет не так хорошо. Это связано с тем, что компьютер автомобиля привык к стандартному октановому числу 92 и инициировал раннее зажигание.
95-ecto, 95-G-drive и др.
Мы должны понимать, что увеличение мощности или производительности не связано с изменением октанового числа. Октановое число остается прежним — 95, как и указано в чеке. При этом существует два возможных объяснения улучшения работы:
-
Как уже говорилось ранее, топливо может обладать большей теплотой сгорания за счет присадок.
-
В состав топлива могут также входить элементы, повышающие другие свойства, влияющие на общую эффективность, такие как вязкость, количество и тип выделяемых газов, скорость сгорания и т. д.
Может быть, это комбинация вариантов?
Хотя точно это неизвестно, существует предположение, что топливо для G-drive и 95-ecto содержит комбинацию элементов из трех и четырех вариантов. Это означает, что в них не может быть ни ослиной мочи, ни присадок, дающих эффект плацебо. Однако нефтяники, как правило, скрывают эту информацию, поэтому точно выяснить ее сложно.
Некоторые утверждают, что некоторые виды бензина способны вымывать осадок в бензобаке, что может свидетельствовать о втором варианте. Однако не исключено, что эти отложения просто попадают непосредственно в двигатель, поэтому следует соблюдать осторожность.
95-й: Присадки делают разницу
Несмотря на то, что 95-й может произойти от 92-го, это не является проблемой. Основными факторами являются октановое число, характеристики горения и энерговыделение. Если в составе нет ослиной мочи, а присадки не разъедают то, что не должно разъедать, то 95-й соответствует стандартам. Если на следующий день он начнет расслаиваться, это не проблема октанового числа.
Различные способы определения октанового числа
В разных странах существуют свои способы определения октанового числа бензина. Согласно американской системе, октановое число #90–92 аналогично нашему #95. Если в руководстве по эксплуатации американского автомобиля написано, что нужно использовать #92, то при переходе на #95 связанное с этим увеличение мощности и других характеристик будет пропорционально приведенному выше расчету. Чтобы не занижать требования автопроизводителя, можно сосредоточиться на степени сжатия.
Комментарии закрыты.