Бензин — самое популярное топливо, используемое для автотранспорта, и это смесь из нефти со сложным составом. Она доступна с начала ХХ века и продолжает улучшаться по своему качеству. Требования к ее составу определяются нормативами ГОСТ и правилами ЕС по защите окружающей среды.
Но по-прежнему автолюбители сталкиваются с низкокачественным бензином и понимают, что это представляет собой угрозу. В данной статье рассматриваются последствия заправки низкосортным бензином и способы их избежать.
Состав и марки бензина
Бензин имеет сложный многокомпонентный состав, в котором присутствуют различные тяжелые и легкие фракции нефти, а также кислотные компоненты. Для определения качества оцениваются физико-химические свойства, однако весь бензин получают исключительно из нефти. Место добычи и расположение скважины также могут частично влиять на конечный продукт. Например, практически любой состав отечественных запасов характеризуется повышенной концентрацией серы. Эта особенность сырья требует дополнительного фракционирования для очистки: согласно международным экологическим стандартам, содержание серы в готовом бензине должно быть сведено к ничтожному уровню.
Получение бензина из сырой нефти
Производство топлива из сырья достаточно сложное и многоэтапное. Для начала нужно провести анализ сырья и узнать о его составе и плотности. Далее нефть проходит процесс очистки, перегонки, крекинга и риформинга. В завершение происходит газофракционирование и получение бензина с нужным октановым числом и пропорциями изобутана и пропан-бутана.
Требования к качеству бензина
Поскольку во многих странах запрещено использовать этилированные бензины с тетраэтилсвинцом, параметры качества рассматриваются лишь для неэтилированных сортов. Определяющие характеристики химического и фракционного состава бензина после многоэтапной переработки указаны в четырех документах: ГОСТах и ТУ (№0251−001–12150839–2015). Для авто- и мотоциклетных бензинов предъявляются требования, зависящие от октанового числа горючего.
ГОСТы для бензина в РФ
В Российской Федерации распространяется три межгосударственных документа по бензину:
ГОСТ 2084−77— применяется только для бензина АИ-76.
ГОСТ Р 51105−97— стандарт на основе европейского EN 228–1993 для марок бензина Нормаль-80 и Регуляр-92, привычных как АИ-80 и АИ-92.
ГОСТ Р 51866−2002— для бензинов с октановым числом 95 и 98, Премиум Евро-95 и Супер Евро-98, соответствующих стандарту EN 228–2004.
Требования и Классификация Бензина
В ГОСТ 32513−2013 предусмотрены общие технические требования и разбивка по классам для бензинов. Эти нормы используют при оценке новых марок топлива вроде ЭКТО-100, С-102 и АИ-105. Последние два вида предназначены для гоночных автомобилей, суперкаров и гибридных двигателей, но пока не используются для повседневных нужд.
О Составе Бензинов и Эффективности Топлива
Октановое число предоставляет информацию о сопротивляемости бензина детонации при различных уровнях сжатия в двигателе. Чем больше октановое число, тем больше давление и более плавная работа двигателя, что позволяет сжигать топливно-воздушную смесь равномерно. На АЗС продаются бензины многих марок, соответствующие различным значениям октанового числа.
Расчет октанового числа
Октановое число для любого типа бензина определяется тремя методами — лабораторным, исследовательским и моторным. При этом используются специализированные установки, имитирующие движение по городу (исследовательский метод, низкие обороты двигателя) и максимальную нагрузку на двигатель (моторный метод). В Государственном стандарте РФ указаны все официальные марки бензина и соответствующие им октановые числа. С апреля 2003 года в соответствии с № 34-ФЗ от 22.03.2003 автомобилистам в России доступны четыре марки бензина.
Виды бензина
АИ-80, также известный как А-76, Н-80 и бензин Нормаль-80 в соответствии сГОСТ Р 51105−97, является одним из видов топлива. АИ-92 называется Regular92, а АИ-95 — Premium-95 или Premium-Euro-95 вГОСТ Р 51866−2002. Наконец, АИ-98 в том же документе назван Super-98 или Super-Euro-98.
Цифры в названии бензина означают класс экологической безопасности топливно-воздушной смеси. Чем больше цифра, тем экологичнее состав.
Классы топлива К1, К2 и К3 запрещены в России
В России бензины классов К1, К2 и К3 либо запрещены, либо не производятся и практически изъяты из обращения. Однако до сих пор нет единого мнения о том, какой вид топлива лучше. Тем не менее, рекомендуется предоставить производителю автомобиля самому решать этот непростой моторно-финансовый вопрос. Информацию о минимальном октановом числе на рекомендуемом топливе можно найти на внутренней стороне крышки топливного бака современных автомобилей.
Выбор правильного бензина для вашего двигателя
Октановое число бензина не всегда является лучшим показателем работы клапанов для всех двигателей. При выборе подходящего типа бензина важно учитывать конструкцию и мощность двигателя. Стандартный двигатель со средними характеристиками и литражом оборотов вряд ли выиграет от использования бензина с более высоким октановым числом, например АИ-95. Напротив, двигатели с турбонаддувом и гибриды, скорее всего, выиграют от использования более высокооктановых топлив, таких как 98, включая спортивные топливные композиции или присадки, используемые для искусственного повышения октанового числа.
Заблуждения о бензине: Присадки
Спорить о том, полезны или вредны присадки в бензине, сомнительно. Вместо этого лучше обратиться к ТР ТС 013/2011, в котором приведен перечень разрешенных и, соответственно, безопасных присадок для автомобилей. В этом документе указано, что при производстве бензина в его состав не должны входить такие вещества, как железо, свинец и марганец. Это же условие применимо и при выборе присадок непосредственно для заправки бензобака.
Осторожность при использовании монометиланилинов
Несмотря на широкое применение монометиланилина (N-метиланилина) для улучшения антиблокировочных свойств бензина, следует соблюдать осторожность при его использовании. Исследования показали, что его октановое число составляет 280, однако владельцы автомобилей должны быть предупреждены о возможном негативном влиянии N-метиланилина на состав бензина. Неравномерное растворение присадки может привести к образованию смолистых соединений, что приведет к увеличению нагрузки, износу деталей и узлов двигателя.
Бензин и мотор ТР ТС 013/2011
Согласно ТР ТС 013/2011, присадки, имеющие в своей основе трет-бутилметиловые эфиры (МТБЭ), более безопасны для бензина и двигателя. Эти соединения имеют октановое число 115–135, основанное на методе исследования, и не являются токсичными. Они способствуют равномерному сгоранию топлива и снижают вероятность возникновения коррозии.
Промышленное производство бензина
Промышленное производство бензина позволяет добавлять присадки, однако смешивание различных фракций должно производиться на специализированном оборудовании. Это позволяет добиться необходимой однородной консистенции конечного продукта.
Возможно ли повышение экономичности и мощности без октан-бустеров?
Если вы приобретаете топливо, соответствующее требованиям двигателя и рекомендованное производителем автомобиля, то нет необходимости использовать октан-бустеры. Эффективность работы двигателя от этого не повысится. Напротив, неправильное применение октаноповышающих средств может снизить эффективность работы двигателя внутреннего сгорания.
Альтернативы октан-бустерам Вместо октановых ускорителей можно использовать другие топливные присадки, например катализаторы Горенье.
Последствия отказа от использования корректора
Если на автомобиле установлен двигатель, которому необходим бензин АИ-95 или АИ-98, а его нет в продаже, то для повышения октанового числа необходимо использовать топливную присадку. Без этой присадки датчик детонации будет работать неправильно, что приведет к опережению момента зажигания. Это может привести к снижению мощности двигателя, а при серьезной ситуации — к прогоранию поршней, детонации и даже отказу двигателя.
Топливные мошенники
Недобросовестные продавцы бензина на рынке автотоплива воспринимают предупреждения о запрещенных присадках как молчаливое согласие на их использование. В результате автовладельцы неосознанно приобретают разбавленный бензин и сталкиваются с проблемами в работе двигателя.
Следует помнить, что эти мошенники манипулируют рынком, и водителям необходимо быть бдительными.
Поиск качественного бензина
Для получения качественного бензина лучше всего заправляться на авторитетных, крупных АЗС известных производителей. Все поставляемое ими топливо имеет сертификаты и документы, подтверждающие качество, поэтому вы можете быть уверены в том, что приобретаете лучший продукт.
Найти ближайшие сертифицированные АЗС, даже если вы приехали в другой регион, можно по карте компаний-участников нефтегазового рынка — производителей, поставщиков и продавцов горюче-смазочных материалов.
Какие углеводороды входят в состав бензина?
Бензин представляет собой комбинацию многочисленных алифатических углеводородов, то есть молекул, состоящих из водорода и углерода и соединенных в ряд. Несмотря на состав топлива, бензин не содержит ароматических углеводородов, которые содержат в своей структуре кольца и другие герметичные компоненты. Такие структуры прочны и трудноразрушимы. Поскольку бензин является легковоспламеняющимся веществом, в нем отсутствуют ароматические связи.
Состав бензина
В состав бензина входит ассортимент алифатических углеводородов, а также ряд присадок и улучшителей, стабилизирующих и усиливающих свойства топлива. Кроме того, в состав топлива входят загрязняющие вещества, образующиеся в процессе производства, такие как соединения свинца, азота, кислорода, серы и т. д. В целом химический состав бензина и его компонентов достаточно сложен.
Классификация бензинов по ГОСТ Р 54283−2010
В России бензин классифицируется по октановому числу, которое выясняется либо исследовательским, либо моторным методом. В марке топлива встречаются буквы и цифры, которые обозначают следующее: А — автомобильный бензин; И — октановое число, определяемое исследовательским методом; 80, 92, 95, 98 — собственно октановое число, без обозначения моторного метода.
Экологический класс топлива
От 2 до 5 — рейтинги экологического класса топлива. АИ-95/4 — показатель для нефтепродукта с исследовательским октановым числом 95, который относится к экологическому классу 4.
Какова формула бензина?
Спросить о химическом составе бензина не совсем точно, поскольку он состоит из смеси легких дистиллятов с температурами кипения 30–200°С, а также различных других элементов и присадок. В его состав входят преимущественно углеводороды С6-С9.
Где используется бензин?
Основное применение бензин находит в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, работающих на автомобильной, авиационной, ракетной и другой специализированной технике. Кроме того, он может использоваться в качестве растворителя, горючего материала, сырья для производства парафина и других продуктов нефтехимии.
Комментарии закрыты.