Топливные карты: классификация, достоинства и недостатки, правила использования, рекомендации по выбору
Топливная карта – современный способ оплаты топлива на АЗС, представляющий собой удачный симбиоз банковской и бонусной карт. Подобные решения особенно популярны среди крупных корпораций и транспортных компаний.
Все больше крупных компаний и частных предпринимателей убеждаются в пользе использования топливных карт. Эти функциональные платежные средства существенно упрощают отчетность, экономят время и позволяют внимательно следить за всеми издержками.
Классификация топливных карт
На сегодняшний день клиентам доступно несколько разновидностей топливных карт, различающихся своим форматом и условиями. При этом принцип работы у них практически всегда очень похожий.
По принадлежности выделяют монобрендовые и мультибрендовые карты. В первом случае физические или виртуальные носители привязаны к конкретному крупному поставщику топлива, на заправках которого можно выгодно платить за горючее. Однако на сторонних АЗС воспользоваться преимуществами подобного платежного инструмента не удастся.
Мультибрендовые заправочные карты включают в себя сразу несколько сетей АЗС, которые могут быть расположены в разных регионах. Конкретный список дружественных мест предоставляет поставщик услуги. Универсальные решения подойдут для путешествий на большие расстояния, тогда как монобрендовые инструменты дают больше преимуществ в пределах одной сети или региона.
Отдельно карты классифицируют по способу учета топлива. Они могут быть «литровыми» или «денежными». И если в первом случае предоставляется определенный объем топлива в литрах по фиксированной цене, то во втором оплата осуществляется с учетом фактической стоимости на конкретной АЗС.
Наиболее популярными на сегодняшний день остаются пластиковые заправочные карты, представляющие собой физические носители по типу обычных банковских карт. Однако постепенно активно начинают массово вводить виртуальные платежные инструменты, действующие через официальное мобильное приложение.
Физические карты для хранения и обмена данными оснащаются микрочипами, магнитной полосой или штрих-кодом. Сегодня именно решения с микрочипами считаются наиболее популярными за счет своей функциональности и надежности.
Для оплаты топлива заправочная карта может быть подключена к определенному лимиту, который не даст превысить определенные расходы и предотвратит нецелевое использование корпоративных средств. Такие решения называются лимитными. Но в некоторых случаях удобнее пользоваться безлимитными картами, расходы по которым ограничены лишь средствами на привязанном счете.
Кто может пользоваться топливными картами?
Для нас наибольший интерес представляют топливные карты для юридических лиц, которые обеспечивают компаниям особые условия на оплату горючего в партнерских сетях АЗС. Подобные платежные средства будут полезны ИП, организациям, частному бизнесу, предприятиям, а также фирмам разных масштабов. Однако наиболее востребованными они стали среди транспортных компаний, таксопарков и организаций с собственными автопарками.
Предприятия этих сегментов имеют весьма значительные расходы на транспортные нужды, так что специальные условия на покупку топлива, мойку или обслуживание автомобилей оказываются весьма кстати.
Помимо топливных карт для юр. лиц некоторые компании также выпускают топливные карты для физических лиц, однако такие платежные системы имеют некоторые ограничения. В частности, отсутствует возврат 20% НДС по итогам отчетного периода.
Для крупного и малого бизнеса топливные карты дают массу преимуществ. Они позволяют оптимизировать онлайн-процессы, наладить электронный документооборот и избавиться от лишней бумажной волокиты при работе с транспортом.
Монобрендовые и мультибрендовые топливные карты
Топливные карты выпускаются крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и сторонними организациями. Самые влиятельные российские фирмы Лукойл, Роснефть и Газпромнефть выпускают фирменные платежные средства под брендами Ликард, РН-Карт и Опти 24 соответственно.
Это удобные решения, дающие возможность на максимально выгодных условиях заправляться в автозаправочных сетях этих компаний, однако не позволяют получать такие условия на сторонних АЗС. И это может вызывать некоторые сложности во время дальних поездок между регионами, где найти фирменную заправку не всегда возможно.
Избавиться от подобных затруднений позволяют мультибрендовые топливные карты, являющиеся универсальными средствами для оплаты горючего сразу в нескольких сетях АЗС. Но стоит учитывать, что предоставляемые скидки в этом случае обычно меньше, чем у монобрендовых карт, а сами условия менее выгодные и могут варьироваться от заправки к заправке. Самыми известными производителями мультибрендовых заправочных карт являются компании ППР, Кардекс, Полный бак, Мастерс, E1 Card, Яндекс.Заправки.
Рекомендации по выбору топливной карты
Все топливные карты предоставляют выгодные условия для оплаты горючего на АЗС, а также услуг на автомойках или сервисных центрах. Однако, чтобы добиться наибольшей выгоды, стоит ответственно отнестись к изучению существующих предложений и подобрать среди них наиболее подходящее в конкретном случае.
Основные вопросы при выборе топливной карты:
- на каких именно сетях АЗС обычно заправляются водители на пути своего следования и соответствуют ли они партнерским сетям компании-поставщика карты;
- каков размер скидки на топливо при оплате при помощи карты;
- сколько автозаправочных станций входит в партнерскую сеть компании;
- предусмотрена ли оплата за месячное обслуживание топливной карты и каков ее размер;
- наличие наценки на определенные виды топлива и какие заправки практикуют подобное ценообразование;
- возможность в любое время суток обратиться за консультацией или помощью к специалистам компании (круглосуточная поддержка);
- особенности фирменного приложения, наличие личного кабинета и удобство интерфейса для управления топливными картами.
Лучше всего заранее определиться с наиболее популярными маршрутами следования и понять, на какие конкретно заправки будет заезжать водитель для восполнения запасов топлива. Далее нужно изучить цены на горючее на этих заправочных станциях, а также накопить данные о доступных бонусных программах или специальных предложениях. И разумеется, стоит уточнить, поддерживают ли рассматриваемые АЗС возможность использования топливных карт для расчета.
Так как одним из важнейших преимуществ топливных карт является электронный документооборот, стоит заранее изучить особенности предоставления бухгалтерской документации.
Из-за обилия предложений на рынке некоторые пользователи сталкиваются с определенными сложностями на этапе подбора топливных карт. И в этом случае имеет смысл обратиться к специалистам или тем компаниям, которые уже давно пользуются подобной системой и научились распознавать все подводные камни.
Какие услуги оплачиваются топливной картой
Универсальные топливные карты дают возможность на выгодных условиях расплачиваться на АЗС, АГЗС и АГНКС. Также нередко функционал этих платежных инструментов разрешает применять их не только для оплаты горючего, но и других товаров или услуг.
В частности, нередко в партнерскую сеть входят автомойки, небольшие магазины на заправках, сервисные центры и шиномонтажные мастерские.
Покупка горючего по топливным картам
Перечень доступного по заправочным картам топлива напрямую зависит от политики конкретной сети АЗС, а также особенностей заключенного договора. Стоит помнить, что в некоторых случаях на отдельные типы горючего формируются наценки.
Все монобрендовые сети предоставляют по своим картам доступ к выгодной покупке бензина АИ-92, АИ-95, АИ-98, а также премиальных видов топлива, среди которых Пульсар, ЭКТО, G-Drive.
На отдельных условиях рассчитывается отпуск дизельного топлива и газа (метан, пропан).
Плюсы топливных карт
Топливные карты открывают доступ к обширному набору преимуществ:
- полностью электронный документооборот (ЭДО), избавляющий от лишней бумажной волокиты и снижающий расходы на услуги бухгалтерии;
- возможность легко сохранять все чеки и платежные документы, на основе которых позже можно оформить налоговый вычет 20% НДС, что при больших оборотах может оказаться весьма значительной суммой;
- удобная оплата разных услуг одной картой на выгодных условиях без наличных денег;
- полный контроль расходов и снижение вероятности нецелевого использования денежных средств компании;
- возможность купить топливо и ГСМ по фиксированной цене в условиях нестабильной экономики;
- удобные приложения для поиска подходящих АЗС через встроенный локатор;
- большой набор дополнительных услуг, включая востребованные в рейсах экстренный автосервис, шиномонтаж, автомойку.
Правила использования топливных карт
Как только удалось оформить и изготовить топливные карты для сотрудников, ими можно начинать пользоваться. Для этого необходимо в фирменном приложении найти АЗС, поддерживающую оплату с полученного носителя.
По прибытию на заправку нужно изучить стоимость топлива по цене на стелле, а также проинформировать сотрудника о предпочтительном методе перечисления средств. Останется поднести носитель к терминалу оплаты и ввести ПИН-код для безналичного расчета.
Операция завершится печатью чеков, один из которых отдается водителю на руки.
Любые компании могут заказать и в кратчайшие сроки получить топливные карты для своих водителей, заранее обговорив с поставщиком услуги все необходимые условия. Но важно ответственно подойти к выбору, изучив все подводные камни и посоветовавшись с опытными специалистами.
Комментарии закрыты.