Автомобильный сайт: grandeur-club.ru

Сжиженный углеводородный газ и сжиженный нефтяной газ

10

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — один из видов альтернативного топлива. Обычно он представляет собой смесь пропана (C3H8) и бутана (C4H10). Этот вид топлива является одним из наиболее распространенных альтернативных видов топлива.

Преимущества пропан-бутановой смеси

При отрицательных температурах чистый бутан не может быть использован — таким образом, получается пропан-бутановая смесь. Кроме того, при высоких температурах использование чистого пропана может быть опасным, поскольку давление в баллоне растет в геометрической прогрессии. СУГ представляет собой комбинацию пропана, обычного бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Способы получения сжиженного газа

СУГ может быть получен двумя способами: путем переработки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах и путем добычи нефти и природного газа. В качестве топлива он используется благодаря своим физико-химическим свойствам, в частности, высоким температурам кипения и низким требованиям к давлению. Сжиженную смесь пропана и бутана можно хранить в диапазоне температур от −40 до +45 °C при давлении, не превышающем 1,6 МПА.

Долгосрочная стабильность СУГ

СУГ имеет длительный срок хранения, не подвергается коррозии и долго сохраняет свои свойства.

Октановое число СУГ

По октановому числу СУГ превосходит бензин и дизельное топливо и находится в диапазоне 90–110 в зависимости от доли пропана и бутана в смеси.

Неэффективность СУГ

Энергетическая эффективность СУГ уступает традиционным видам топлива из-за низкого выхода энергии на единицу объема. Это приводит к увеличению расхода при сжигании на 10–20% по сравнению с бензином. Однако цена СУГ в 2 раза ниже, что компенсирует разницу.

Сжигание сжиженного газа более эффективно и безопасно

Сжиженный нефтяной газ (СУГ) имеет ряд преимуществ по сравнению с дизельным топливом. Он может сгорать более эффективно и безопасно даже в холодном двигателе, производя гораздо меньше выбросов.

По сравнению с дизельным топливом, сжиженный нефтяной газ производит: — на 90% меньше твердых частиц — на 90% меньше оксидов азота — на 60% меньше двуокиси углерода (CO2)

Кроме того, он не загрязняет почву, поскольку не растворяется в воде. Это делает его гораздо более экологичной альтернативой.

Давление сжиженного газа зависит от температуры кипения и состава

Температура кипения каждого компонента бензинового газа уникальна, поэтому давление паровой фазы газа зависит как от температуры, так и от его компонентного состава. Состав сжиженного углеводородного топлива регламентируется ГОСТ 20448−90 «Газы сжиженные углеводородные топливные для коммунально-бытового потребления». Данный стандарт предусматривает 3 вида газа.

Различные формулировки

Пропан (технический пропан), СПБТ (смесь технического пропана и бутана), БТ (технический бутан) — все они влияют на свойства СУГ за счет различного содержания пропана, бутана и других примесей. Октановое число (ОЧ), являющееся мерой восприимчивости топлива к детонации, в значительной степени определяется соотношением насыщенных углеводородов (пропан, н-бутан, изобутан и др.). Это число увеличивается с ростом содержания этих соединений.

Полимеризация ненасыщенных углеводородов

Полимеризация ненасыщенных углеводородов приводит к образованию осадка в баке, топливных системах и камере сгорания. При низкой температуре наружного воздуха ключевую роль играет упругость паров (летучесть смеси). Если упругость паров поддерживается на нужном уровне, то СНГ может легко выйти из бака. Оба компонента смеси находятся в газообразном состоянии и имеют низкую температуру кипения.

Сезонная разница в составе топливного газа

Пропан при атмосферном давлении закипает при температуре −42°С, в то время как бутан при том же давлении закипает при температуре −0,5°С. Поэтому, чтобы сделать пары топливного газа более эластичными в зимний период, доля пропана в топливе увеличивается. Если летом соотношение пропана и бутана составляет примерно 40/60, то зимой оно меняется на 60/40; поскольку пропан дороже бутана, то и зимняя смесь получается более дорогой.

Контроль качества на АЗС

Очень важно, чтобы АГЗС следила за тем, какую смесь они используют, и не пыталась обмануть клиентов, переходя с зимнего топлива на летнее. АГНКС, напротив, используют газ из трубопровода. Способы производства СУГ следующие:

  1. Попутный нефтяной газ (ПНГ), выделяемый из сырой нефти

  2. Этан, пропан, бутан и пентан, выделяющиеся при стабилизации в резервуарах.

Каталитический риформинг

При крекинге и гидрогенизации нефти на НПЗ может образовываться небольшое количество СУГ. Выход системы каталитической изомеризации составляет около двух процентов.

Изоляция газа

В процессе переработки нефти образуется природный газ, а процедура отделения углеводородов от газов тяжелее этана называется газовой изоляцией.

Комментарии закрыты.