Опасность низкосортного бензина
Бензин — самое популярное топливо для автомобилей и других транспортных средств. Он представляет собой сложную смесь нефтепродуктов, которая используется с начала XX века. В настоящее время качество бензина значительно выше, чем в прежние времена, а производство регулируется различными ГОСТами, которые регулярно пересматриваются для обеспечения экологической безопасности в соответствии со стандартами Европейского парламента и Совета. Тем не менее, водители все еще сталкиваются с риском использования некачественного топлива, и в этом обзоре мы расскажем об опасности таких смесей и о том, как избежать последствий заправки низкосортным бензином на недобросовестных АЗС.
Качество бензина
Состав этого вида топлива всегда сложен и многогранен — в нем присутствуют тяжелые и легкие фракции нефти, кислоты и другие примеси, а также различные пропорции углеводородов. Для оценки качества бензина учитываются физические и химические свойства.
Происхождение нефти
Происхождение и расположение нефтяной скважины, из которой добывается бензин, также может влиять на конечный продукт. Например, отечественные нефтяные залежи часто содержат большое количество серы, которую необходимо удалять в процессе очистки фракций, чтобы они соответствовали международным экологическим стандартам.
Топливо, полученное из сырой нефти: сложный процесс
Отбор проб нефти является отправной точкой для производства бензина. Она дает информацию о химическом составе, плотности и других факторах, которые варьируются от скважины к скважине. После анализа нефть проходит многоступенчатую очистку, дистилляцию, крекинг и риформинг. На газофракционирующей установке содержание изобутана, пропан-бутана в топливной смеси регулируется для получения бензина с определенным октановым числом.
Требования к качеству бензина
Поскольку использование высокоопасных, содержащих свинец бензинов на основе тетраэтилсвинца в России и большинстве стран мира запрещено, критерии и оценки качества предъявляются только к неэтилированным сортам топлива. Химический и фракционный состав бензинов, образующихся в процессе их многоступенчатой переработки, описан в трех ГОСТах и одном техническом условии (№ 0251−001–12150839–2015). Качественные характеристики автомобильных и мотоциклетных бензинов определяются по их октановому числу.
Межгосударственный ГОСТ 2084−77
ГОСТ 2084−77 — документ, принятый странами Содружества Независимых Государств (СНГ). В Российской Федерации он распространяется только на бензин АИ-76.
ГОСТ Р 51105−97
ГОСТ Р 51105−97 является стандартом на бензины марок Нормаль-80 и Регуляр-92 (АИ-80 и АИ-92 соответственно) и основан на европейском стандарте EN 228–1993.
ГОСТ Р 51866−2002
ГОСТ Р 51866−2002 — документ для бензинов с октановым числом 95 и 98 (Премиум Евро-95 и Супер Евро-98), включая их типы. Он адаптирован из стандарта EN 228–2004.
Требования к бензину для транспортных средств
ГОСТ 32513−2013 является стандартом для всех составов бензина. Этот стандарт может быть использован при оценке новых марок бензина, таких как ЭКТО-100, Пульсар 100, Ultimate 100 и АИ-100. Этот же стандарт применяется при оценке высокооктановых сортов топлива, таких как C-102 и 105. Эти два вида топлива подходят для гоночных автомобилей и суперкаров, но не часто используются в обычных автомобилях.
Бензин: октановые числа, топливная экономичность и качество
На автозаправочных станциях предлагается множество марок бензина, каждая из которых обозначается октановым числом. Это число показывает способность топлива противостоять преждевременному сгоранию при сжатии в камере сгорания двигателя. Чем выше октановое число, тем выше степень сжатия, а значит, двигатель способен равномерно и эффективно сжигать топливно-воздушную смесь.
Октановое число бензина
В лабораториях, исследовательских центрах и на моторных испытаниях оценивается октановое число любого топлива. Специализированные установки позволяют имитировать «городскую» езду (исследовательский метод на пониженных оборотах двигателя) и максимальную нагрузку на двигатель (моторный метод). Все сертифицированные марки бензина с различными октановыми числами указаны в соответствующих ГОСТах. С апреля 2003 года в соответствии с Федеральным законом № 34-ФЗ от 22 марта 2003 года российским автомобилистам на АЗС доступны четыре марки топлива.
Виды топлива
- АИ-80, также известный как А-76, Н-80 и бензин Нормаль-80, описан в ГОСТ Р 51105−97.
- АИ-92 обозначается как Регуляр-92.
- АИ-95 известен в ГОСТ Р 51866−2002 как Премиум-95 и Премиум-Евро-95. АИ-98 в том же ГОСТе называется Супер-98 и Супер-Евро-98.
Чем выше цифра, тем экологичнее бензин. Полное название топлива следующее:
Экологические классы бензина
В России запрещены экологически чистые бензины классов К1, К2 и К3. К4 больше не выпускается или почти исчез из оборота, и нет однозначного ответа на вопрос, какое топливо лучше. Решение о том, какое топливо лучше для двигателя и кошелька, должен принимать производитель автомобиля. Современные автомобили указывают минимальное октановое число, необходимое для рекомендуемого бензина, на внутренней стороне крышки бензобака.
Не всем двигателям подходит высокооктановый бензин
Не всегда рекомендуется использовать бензин с самым высоким октановым числом для всех двигателей, так как это может не привести к лучшей работе клапанов. Вместо этого следует выбирать бензин в зависимости от конструкции и мощности двигателя. Например, если двигатель средний, с типичными характеристиками, литражом и оборотами, то лучше использовать АИ-95.
Двигатели с турбонаддувом и гибриды нуждаются в другом типе топлива
С другой стороны, турбированные версии двигателей и гибридные модели должны использовать бензин с октановым числом 98, в том числе со спортивным составом топлива или искусственным увеличением параметра с помощью присадок — октан-корректоров.
Заблуждения о присадках к бензину
Споры о том, полезны или вредны присадки в бензин, излишни, поскольку в регламенте Таможенного союза ТР ТС 013/2011 приведен перечень разрешенных и безопасных присадок для автомобилей. Соединения железа, свинца и марганца не входят в состав продукта на стадии производства. Следовательно, при доливке бензина в бак автомобиля целесообразно выбирать присадки, соответствующие тем же критериям.
Осторожно, опасные эффекты монометиланилинов
Будьте осторожны при использовании монометиланилинов (N-метиланилина) для повышения антиблокировочных свойств бензина. Хотя его октановое число довольно высоко (280, согласно исследованиям), его долгосрочное воздействие на состав бензина является разрушительным. Плохое растворение присадки в бензине приводит к образованию смолистых соединений, в результате чего увеличивается нагрузка, износ и разрушение деталей двигателя.
Добавление МТБЭ в бензин
ТР ТС 013/2011 разрешает добавлять в бензин присадки на основе трет-бутилметиловых эфиров, известные как МТБЭ. Методом исследований установлено, что октановое число таких соединений варьируется от 115 до 135, и они не оказывают токсического воздействия на двигатель. Кроме того, они делают сгорание топлива более равномерным и способствуют снижению риска коррозии.
Для обеспечения требуемого качества конечного продукта смешивание различных фракций должно производиться с высокой точностью на специальных установках.
Необходимо ли повышать эффективность октаноповышающих средств?
Нет, если вы покупаете бензин, подходящий для вашего двигателя, как рекомендует производитель автомобиля, вам не нужно использовать октаноповышающие добавки. Более того, их использование может снизить эффективность работы двигателя. Вместо октаноповышающих средств рассмотрите катализаторы сгорания.
Признаки грядущих неприятностей
Если двигатель вашего автомобиля работает на бензине АИ-95 или АИ-98, а вы, к сожалению, не можете приобрести ни один из этих бензинов, вам придется добавить октан-бустер. Без него датчик детонации не будет работать должным образом, что может привести к опережению зажигания, в лучшем случае к снижению мощности, а в перспективе — к прогоранию поршней, детонации и даже выходу двигателя из строя.
Недобросовестные продавцы топлива
Важно знать, что на рынке автомобильного топлива есть продавцы, которые воспринимают предупреждения об использовании некачественных смесей как разрешение на проведение подобных манипуляций. Так, не зная, что заливают в бак бензин, смешанный с посторонними компонентами, водители обнаруживают неисправности в своих автомобилях.
Ищите очищенный бензин
За высококачественным топливом стоит обращаться на официальные заправочные станции производителя. Их репутация заслуживает доверия, и они широко распространены. На любую партию топлива можно получить сертификат качества и другие документы. Если вы находитесь в незнакомом городе, то можете поискать надежного поставщика бензина на карте компаний, участвующих в программе организации сети ГСМ.
Комментарии закрыты.