Марка «ГАЗ», выпускаемая на Горьковском автомобильном заводе, имеет давнее и интересное прошлое. В настоящее время она является одним из основных поставщиков грузовых автомобилей, микроавтобусов, силовых агрегатов и спецтехники. Кроме того, выпускаются и легковые автомобили.
Начало ГАЗа
В 1932 году ГАЗ был известен под другим названием — Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Молотова. Он стал результатом сделки, заключенной между Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Американский бизнес согласился оказать техническую помощь советскому производству грузовых и легковых автомобилей. В результате первого января того же года завод был официально открыт, и вскоре был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. Затем, в декабре того же года, в каталог был включен 5-местный легковой автомобиль «А».
Рождение истории: 1932–1936
В 1933 году автомобильный завод ГАЗ (Нижний Новгород) выпустил первый автобус — ГАЗ-03–30. Он мог перевозить одновременно 17 человек. Макет состоял из деревянного каркаса, который был защищен деревометаллической обшивкой. Несмотря на хрупкую конструкцию, этот автобус стал самым распространенным как до, так и после Великой Отечественной войны.
ГАЗ-А отпраздновал выпуск 100 000-й модели
Горьковский автомобильный завод добился выдающегося успеха, когда через два года после открытия с конвейера сошла 100-тысячная модель ГАЗ-А. 17 апреля 1935 года — дата, которую с гордостью вспоминает Музей истории ГАЗа. Соглашение с американской стороной обязывало ее в течение пяти лет поддерживать отечественного производителя. Первоначальную модель 1933 года пришлось переделать, так как она не подходила для СССР. Так, две пары продольных рессор заменили поперечные, а двигатель был доработан на 50 л. с.
4-дверный седан ГАЗ-М-1
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 был хорошо известен в народе. В народе он получил прозвище «Эмка». До войны этот легковой автомобиль был одной из самых популярных моделей в стране. Впоследствии было выпущено множество его модификаций, таких как полноприводный фаэтон и закрытый внедорожник в стиле седан.
Преимущества внедорожника ГАЗ-64
Перед Великой Отечественной войной на заводе выпускался внедорожник ГАЗ-64. Он обладал повышенной проходимостью за счет системы полного привода. Он стал отличным подспорьем для солдат, поскольку обладал целым рядом преимуществ. Его предсерийный образец был выпущен в 1941 году.
Отсутствие дверей позволяло быстро покинуть автомобиль, а укороченная база (755 мм) избавляла от необходимости использования карданного вала. Таким образом, внедорожник ГАЗ-64 был эффективным и надежным транспортным средством для солдат.
ГАЗ-64 Производство: 1941–1943
В 1941–1943 гг. Горьковский завод выпускал не только военную технику, но и танки. По имеющимся данным, серия танков Т-38 была выпущена очень ограниченным тиражом — всего 35 штук. После испытания танков в боевых условиях было решено создать их усовершенствованный вариант — «Танк Молотова». Несмотря на все усилия, затраченные на его разработку осенью 1941 года, проект был прекращен.
Завод ГАЗ настраивается на войну
Заводу ГАЗ пришлось перестраивать свою работу в соответствии с требованиями войны, и на первый план вышли танки. В октябре был выпущен Т-60, а вскоре после него — усовершенствованный Т-70. В декабре 1942 года появился усовершенствованный танк Т-80 с двухместной башней. Кроме того, Горьковский автомобильный завод выпускал самоходную артиллерию, СУ-76 с двигателями ГАЗ, различные минометы.
Бронеавтомобиль БА-64
Еще в 1942 году на конвейере появился БА-64 — танкетка, созданная на базе ГАЗ-64. В. А. Грачев, создатель модели, впоследствии был удостоен Сталинской премии. В следующем году серия ГАЗ пополнилась военным легковым автомобилем повышенной проходимости — ГАЗ-67Б. Во время войны ГАЗ постоянно подвергался нападениям с обеих сторон. Бомбы повредили значительную часть завода, но некоторые детали смогли устоять под взрывами.
Восстановительный завод
35 000 человек работали по 20 часов в день, чтобы восстановить завод. После 100 дней напряженной работы завод был полностью восстановлен. К сожалению, это не помогло производству автомобиля ГАЗ-ААА. Производство БА-64 и других моделей пришлось приостановить. За проделанную работу государство наградило завод орденами Отечественной войны, Ленина и Красного Знамени.
Послевоенное развитие
После войны ГАЗу предстояло выбрать новую стратегию развития. Руководство решило расширить разнообразие моделей, что привело к появлению в 1946 году автомобиля «Победа» М-20 ГАЗ. Вскоре был выпущен снегоход, а затем на рынок вышел грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 т груза. Производство ГАЗ-69 продолжалось с 1952 по 1972 год.
ГАЗ-69: Рабочий
Через два года модельный ряд пополнился моделью ГАЗ-63, а в следующем году появился ГАЗ-69. В ходе разработки он получил название «Рабочий» и продавался с 53 по 56 годы. После этого он перешел на завод УАЗ. Нельзя не отметить его роль в развитии мирового автопрома. Его модификации экспортировались в 56 стран, а Румыния и Северная Корея получили его для сборки.
Зимнее издание: 1948–1960
В 1950 году дебютировал всемирно известный ZIM с шестиместным салоном. При длине 5530 мм и колесной базе 3200 мм салон был гигантским и идеально подходил для партийных чиновников и номенклатуры. Этот автомобиль был доступен только тем, кто мог позволить себе его для частного использования. ZIM стал первым в истории автомобилем с трехрядной компоновкой сидений, других сопоставимых моделей не существовало. Стоит также отметить инженеров, внедривших гидромеханическую трансмиссию, позволявшую автомобилю плавно взлетать.
ГАЗ-21 «Волга»: 1956–1970 гг.
В 1956 году стало очевидно, что прежняя конструкция «Победы» устарела. В связи с этим возникла потребность в ее обновлении. Так появился автомобиль, который со временем стал объектом почитания многих поколений,— ГАЗ-21 «Волга». ГАЗ «Волга» получил новый двигатель, главной «фишкой» которого стала клиновидная камера сгорания. Такой мотор позволял развивать мощность 70 л. с. и разгонять автомобиль до 130 км/ч. Вскоре «Волгу» начали «наряжать» модификациями, изменяя ее экстерьер. Началось производство автомобилей на экспорт, пополнился парк автомобилей скорой помощи.
GAZ-13: 1959–1981
С конца 50-х годов у ГАЗа появилась новая любимая модель — ГАЗ-13, или «Чайка». Он имел рекордный 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 195 л. с., 4-камерный карбюратор, гидроусилитель руля и гидромеханическую коробку передач. Кроме того, автомобиль был оснащен всеми элементами роскоши, не характерными для автомобилей той эпохи: электрическими стеклоподъемниками, противотуманными фарами, радио, кнопками и омывателем лобового стекла. Автомобиль выпускался как в кузове лимузин, так и кабриолет.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ГАЗ получил Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). Именно в это время И. И. И. Киселев возглавил завод и занимал эту должность 25 лет. Под его руководством были созданы специализированные заводы, которые впоследствии превратили Горьковский автомобильный завод в передовое для той эпохи производство.
Значительные достижения в области грузовых автомобилей
За время его работы был сделан большой шаг вперед в области грузовой техники. Было выпущено множество обновленных версий, таких как модели 52, 53А и 66. Последняя особенно выделялась среди других благодаря своим улучшенным характеристикам.
В 1970 году ГАЗ-24 совершил значительный скачок в разгонной динамике: его 98-сильный двигатель позволял развивать скорость до 140 км/ч. Этот седан обладал и другими достоинствами, такими как большой багажник, просторный салон и легкость управления.
Модернизация автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 «Чайка» не остался в стороне от процесса модернизации. К концу 79-го года автомобиль пережил третье поколение, сохранив семиместную компоновку. V-образный 8-цилиндровый двигатель обеспечивал ему мощность 220 л. с., позволяя развивать максимальную скорость 175 км/ч. В 1980 году был создан новый четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-406. Со временем он превратился в ЗМЗ-409, который можно встретить на современных автомобилях ГАЗ и УАЗ.
ГАЗ-3102: новый взгляд
Организация «ГАЗ» делает успехи в производстве автомобилей с дизельным двигателем. В 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем и системой воздушного охлаждения.
Волга ГАЗ-3102
Волга ГАЗ-3102 отличалась обновленным интерьером, более прочным экстерьером, современной приборной панелью и мощной тормозной системой. Эта версия на долгие годы стала базовой для советской номенклатуры.
Переход ГАЗа на выпуск легковых автомобилей
После распада СССР Н. А. Пугин принял на себя руководящую роль и был указан как «президент». В 1992 году компания получила название ОАО, и основной акцент был сделан на производство легковых автомобилей. Для решения поставленных задач была представлена модель ГАЗ-31029 с переработанной задней частью и современным дизайном.
Появление Газели
В 1994 году состоялся дебют малотоннажного автомобиля «Газель». Эта модель вошла в особое семейство, не имеющее аналогов в СНГ. В течение первых 11 лет производства «Газель» пользовалась большим успехом.
Обновленная «Волга
В то же время на ГАЗе решили не отказываться от легендарной «Волги» и в 1997 году возродили ее. Компания приобрела у австрийской фирмы Steyr лицензию, позволяющую производить дизельные двигатели для автомобилей, легковых машин и микроавтобусов.
Значительные изменения в 2000 году
В 2000 году в истории автомобилей ГАЗ произошел важный сдвиг. Контрольный пакет акций перешел к «Базовому элементу». Это привело к переходу завода в холдинг «РусПромАвто», который через пять лет преобразовался в «Группу ГАЗ». Этот переход имел положительные последствия: был реорганизован современный менеджмент, основные ресурсы были направлены на производство коммерческих автомобилей, Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Группа ГАЗ приобретает LDV Group
Недавно «Группа ГАЗ» приобрела английскую фирму LDV Group, выпускающую фургоны Maxus. К сожалению, большой пользы проект не принес, и активным он был только в 2008–2009 годах, даже без учета создания производства. Для возрождения «Волги» в 2008 году на автозаводе DaimlerChrysler была выпущена модель Volga Cyber, но из-за низкого спроса через два года ее пришлось снять с производства. Кроме того, за три года до этого был запущен ГАЗ-31105, но его производство также прекратилось в 2009 году.
Год взлета
2010 год стал для отечественного производителя годом революции и нового взлета: он объединил усилия с концерном Daimler и начал выпускать Mercedes-Benz Sprinter. Вскоре после этого был запущен в производство надежный, безопасный и комфортный автомобиль — «Газель-Бизнес». Быстро стало ясно, что он будет пользоваться успехом, и на рынке появился двигатель ЗМЗ с дополнительным газобаллонным оборудованием.
Крупное соглашение с General Motors
В 2011 году предприятию удалось заключить сделку с General Motors на производство последней модели Chevrolet Aveo. Впоследствии Volkswagen Group также приняла положительное решение о производстве на мощностях ГАЗа ряда моделей — Yeti, Octavia и Jetta. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 110 000 автомобилей в год.
Представление пятого поколения Газона Next
В 2014 году было представлено 5-е поколение Газона Next, что свидетельствует о продолжении развития моделей среднетоннажных автомобилей. Он пришел на смену модели 3309, а его отличительными особенностями стали вместительный и эргономичный салон, во многом копирующий аналогичную часть «Газели Next». Под капотом установлен турбированный дизельный двигатель мощностью 153 л. с. объемом 3,7 л или российская разработка ЯМЗ-5344–20, который при объеме 4,4 л способен развивать мощность 149 л. с.
Разнообразие автомобилей на российском рынке
В настоящее время на российском рынке представлен широкий выбор автомобилей для бизнеса, включая популярный Sable 4×4, также известный как «Баргузин», с аналогичными двигателями.
Комментарии закрыты.