Пробег автомобиля как определить, диагностика

За 25 лет, прошедших с момента образования российского государства, на автомобильном рынке царит хаос. Правительство строит грандиозные планы по внедрению ЭРА-ГЛОНАСС и «черных ящиков» для автомобилей, но это может быть лишь способом извлечения дополнительных средств для бюджета или смежных структур. Люди, покупающие подержанные автомобили, предоставлены сами себе и не имеют возможности узнать историю купленного автомобиля даже у дилеров. Осмотреть машину и провести диагностику можно только в сервисных центрах, но самым очевидным признаком состояния автомобиля является его пробег. Когда трудно понять, что скрывается под внешним блеском, одометр дает подсказку. Особенно в современных условиях это важный инструмент при проведении капитального ремонта.

Можно ли оценить реальный пробег автомобиля?

В таких странах, как США, Япония и Европа, автомобили уже давно являются надежным средством передвижения. Но если обратиться к России, то ситуация существенно отличается. По состоянию на декабрь 2014 года не существовало надежного информационного банка для определения истинного пробега автомобиля. Финансовый климат и рыночная конъюнктура сделали эту задачу невыполнимой.

С автомобилями 1990-х годов выпуска дело обстояло так же. На пробег автомобиля обращали внимание, но он не являлся основным фактором, определяющим его стоимость. Однако с течением времени ситуация изменилась. Автомобиль с пробегом 70 тыс. км может стоить значительно дороже, чем автомобиль с пробегом 120 тыс. км.

В связи с этим возникает вопрос: существует ли надежный способ определения истинного пробега автомобиля? К сожалению, такого способа не существует.

Экспертиза пробега автомобилей

Если вы рассматриваете автомобиль, ранее купленный у дилера, важно сравнить цифры, указанные в сервисной книжке, с показаниями на одометре. Если такой книжки нет, то можно получить информацию из «официальных» источников. Как правило, дилеры предоставляют сведения о пробеге и сервисных операциях автомобиля независимо от его предыдущей эксплуатации. Однако для этого необходимо разрешение нынешнего владельца и его присутствие. Если автомобиль продается в другом регионе, то этот процесс усложняется.

Сервисные книжки для автовладельцев

На многих крупных СТО, особенно входящих в сеть, клиентам выдаются сервисные книжки, в которых отмечается техническое обслуживание и пробег. Вряд ли владелец, воспользовавшийся такой услугой, откажет себе в гордости продемонстрировать эту запись (при этом следует учитывать, соответствует ли пробег действительности). При желании можно приобрести сервисные книжки на других СТО и заполнить их. С другой стороны, у дилеров сервисные книжки есть на каждый автомобиль, поэтому манипулировать ими будет сложно, а то и невозможно.

Пробег и состояние автомобиля

Мы часто смотрим на пробег автомобиля, чтобы получить представление о его состоянии. Если в Японии и Германии это может быть полезным показателем, то в России он не столь применим. Состояние дорог в разных городах и регионах сильно различается, поэтому один и тот же автомобиль может выйти из поездки в значительно худшем состоянии в зависимости от маршрута.

Несколько иначе обстоят дела с внедорожниками и кроссоверами, поскольку их большие размеры делают их более устойчивыми к повреждениям. Однако по внешнему виду автомобиля все равно невозможно точно определить, сколько на нем ездили.

Обратите внимание на днище

Общеизвестно, что полноприводные автомобили обычно приобретаются для длительных или частых поездок, например, экспедиций и служебных вояжей в места, не тронутые цивилизацией, с грунтовыми дорогами. После пробега в 100 000 и даже больше автомобиль будет подвергаться воздействию гравийных дорожек, и новая краска и другие покрытия будут выглядеть подозрительно. Поэтому важно осмотреть состояние днища автомобиля. Оно расскажет о пройденном пути больше, чем кузовные панели. Оно покажет, использовался ли автомобиль.

Качество лакокрасочного покрытия современных автомобилей

Современные автомобили не обязательно имеют более высокое качество окраски, чем те, что были выпущены в 90-е годы. Действительно, автомобили европейского автопрома окрашены «толще» и лучше, чем азиатские модели. Однако при выборе точки отсчета необходимо учитывать множество факторов, таких как условия эксплуатации и год выпуска.

Как пробег влияет на интерьер автомобиля

Принято считать, что по состоянию салона автомобиля можно судить о том, сколько километров он проехал. Действительно, изношенные панели, обивка дверей, рулевое колесо, рычаг переключения передач, педали и обивка сидений свидетельствуют о том, что автомобиль много раз использовался. Однако здесь необходим индивидуальный подход, поскольку некоторые интерьеры (например, в премиальных немецких моделях) стареют медленно, а корейские — быстро. Нередко возрастные изменения появляются уже после 30–50 тыс. км пробега, а к 100 тыс. км может показаться, что автомобиль проехал в два раза больше. Поэтому при покупке автомобиля стоит обратить внимание на износостойкость пластика, кожи и ткани салона.

Оценка пробега

Внешняя подушка водительского сиденья может дать представление о пробеге. Чаще всего она испытывает дополнительную нагрузку при посадке и высадке из автомобиля и деформируется при длительных поездках (более 100 тыс.). Подушки не просто «изнашиваются» — изнашивается и стирается обивка. Задние валики работают по тому же правилу, в зависимости от массы водителя, его «посадки» в автомобиль и высоты автомобиля. К сожалению, трудно сказать точный пробег, но сиденья должны прослужить до конца гарантии, которая обычно составляет 100 тыс. Однако это зависит от марки и модели.

Продление по-прежнему популярно

Несмотря на курс валют, по-прежнему распространено вложение денег в дорогие автомобили из того же премиум-сегмента — например, BMW 5-й серии или Range Rover. Купив недорогой автомобиль в Европе и перепродав его в России, его можно «обновить», заменив такие детали, как руль, дверные панели, обшивка и даже сиденья. Подобное переоборудование по-прежнему остается популярным.

Различные формулировки

Технические аспекты, при отсутствии тщательного исследования конструкции, также могут дать некоторые подсказки о пробеге. Рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. Начнем с того, что современные двигатели могут иметь небольшой расход масла, что приводит к выделению угарного газа уже на первых километрах эксплуатации. Кроме того, сильная дымность выхлопа свидетельствует о потенциальном поводе для переоценки автомобиля — без учета пробега. С другой стороны, некоторые современные двигатели (BMW, VAG) после 100–150 тыс. км пробега могут сжигать до литра-двух масла на тысячу километров, что должно быть заметно по дыму.

Сомнительный пробег

Турбонаддув, если он присутствует, не позволяет доверять показаниям одометра. При правильном уходе современные турбины могут прослужить 100–150 тыс. км. Определить, есть ли на автомобиле работающий наддув или нет, можно без дополнительных приборов. Если это VGT, то вышедший из строя сервопривод, управляющий сопловым аппаратом, подскажет пробег автомобиля.

Пробег и тормоза

Автомобили, выпущенные в последние 5–10 лет, обычно не служат более 50–60 тыс. км. Чтобы определить состояние автомобиля, обратите внимание на бирки или наклейки, размещенные в сервисных зонах под капотом или в дверных проемах. На них указаны сроки замены масел, технических жидкостей, ремня/цепи ГРМ. Владелец также может предоставить информацию о состоянии автомобиля, например, о том, менялись ли ступичные подшипники до достижения 30–40 тыс. км (что является распространенной частотой отказов при пробеге 50–60 тыс. км).

Корректировка пробега

Не следует изменять пробег, если выяснилось, что некоторые узлы и агрегаты работают неправильно или вот-вот выйдут из строя. Основная причина — сокращение затрат времени и средств на диагностику. Кроме того, можно удалить значение фактического пробега в любом месте. После этого все блоки перепрограммируются, и ни один сканер не сможет выявить исходные значения. Это дороже, чем стоимость простого скручивания пробега обратно, которая составляет не менее 1500 ₽ Однако бывают случаи, когда автомобили поставляются из Европы и пробег уже большой.

Установление показаний одометра

Можно определить количество пробега автомобиля. Для этого можно осмотреть передний сальник коленчатого вала и другие резиновые детали и измерить их состояние. При этом важны не числовые значения, а состояние узлов и механизмов. Первым шагом знакомства с потенциальным автомобилем должно стать определение его пробега. Если ответ положительный, то необходимо провести диагностику, в том числе осмотр ЦПГ без ее демонтажа. На современных автомобилях это обязательное условие.

Больше не полагаться на визуальную оценку

Раньше о состоянии автомобиля можно было судить по визуальному осмотру. Однако, когда речь идет о двигателе, никогда не следует экономить и всегда выбирать компьютерную диагностику. Этот метод, хотя и удобен для измерения компрессии и проверки ЦПГ с помощью эндоскопа, не всегда дает полную картину. Его стоимость может достигать 10 000 ₽

Еще одна группа постоянных клиентов

Те, кто не увеличивает показания одометра, появляются часто. Как правило, это лица, находящиеся за рулем служебного транспорта, которым необходимо отчитываться о расходе топлива. Чтобы этого не происходило, можно использовать заправочные карты, например топливные карты CARDEX.

Автомобили