Всем известна боль от роста цен на топливо, особенно в России. При выборе автомобиля расход топлива является ключевым элементом для многих покупателей. О том, как определить расход топлива автомобиля и как эффективно управлять машиной, читайте далее.
Чтобы рассчитать расход топлива автомобиля, необходимо сначала узнать количество топлива, израсходованного на прохождение определенного расстояния. Для этого необходимо запомнить количество топлива, залитого в бак, и пробег. Затем количество израсходованного топлива делится на пройденный путь и получается норма расхода топлива.
Для экономичного вождения необходимо двигаться плавно, избегая резких ускорений и замедлений. Используйте максимально возможную передачу и следите за скоростью движения. Для экономии топлива не следует держать двигатель включенным во время стоянки.
Нет необходимости в модных приспособлениях
Для получения результата, не уступающего по точности аптечному, не требуется специальных инструментов. Чаще всего они даже не нужны. Обычному автовладельцу достаточно рассчитать количество израсходованного бензина или дизельного топлива с погрешностью 0,1–0,2 л на 100 км в зависимости от пройденного расстояния.
Определение топливной экономичности
Расчет топливной экономичности производится по простым шагам:
-
Заправьте бак бензином или дизельным топливом на автозаправочной станции.
-
Сразу после заправки обнулить одометр или записать его показания.
-
Для получения наиболее точных результатов ездите до тех пор, пока не закончится топливо, а лучше всего до тех пор, пока не загорится индикатор топлива.
Расчет расхода топлива
-
Запишите пройденный километраж.
-
Заехать на ту же заправку и заполнить бак до краев.
-
Запишите, сколько топлива поступило в бак.
-
Рассчитайте расход топлива по следующей формуле: Расход (л/100 км) = (Объем второй заправки/пройденный километраж) × 100.
-
Например, если Вы проехали 690 км и на заправку бака ушло 65 литров, то норма рассчитывается следующим образом:
Оценка расхода топлива
Расчет расхода топлива можно произвести по формуле: расход = (65/690) × 100 = 9,42 л/100 км. Однако у этой методики есть проблема — она не учитывает емкость топливного бака автомобиля «до полного» и настройки заправочной колонки на АЗС.
Водители знают, что даже после «отсечки» заправочного пистолета они могут залить в автомобиль еще больше топлива, иногда несколько литров. Например, если бы автомобиль фактически израсходовал не 65, а 67 литров, то средний расход составил бы 9,71 л/100 км.
Достижение высокой точности
Существует две стратегии повышения точности расчетов. Первая заключается в том, чтобы заправлять автомобиль вручную с помощью калиброванных емкостей, а не на заправках. В этом случае необходимо осторожно и точно дважды заполнить бак «под горлышко», точно измерив объем топлива.
Упростить точность измерения можно, увеличив его продолжительность. Для этого заполните бак, израсходуйте его несколько раз и запишите количество поданного топлива при каждой остановке. После этого рассчитайте средний расход по той же формуле, но в числителе поставьте общее количество пополненного топлива, а в знаменателе — пробег от первой до последней заправки.
Расчет расхода автомобиля
При большом пробеге и регулярном посещении насоса отклонения в показаниях топливной колонки не окажут существенного влияния на точность определения среднего расхода вашего автомобиля. Если же Вы хотите получить более подробную статистику, то отдельно измерьте расход в городском потоке, а затем на автомагистралях. Это позволит получить представление о различиях в расходе топлива автомобиля в разных режимах. Кроме того, можно определить и собственный расход топлива в смешанном цикле движения. Для этого необходимо определить долю городских и загородных поездок в типичных поездках.
Расчет затрат
Расход определяется по простой формуле: Средний расход = (Расход в городе * км в городе + Расход на трассе * км за городом) / Общий пробег
Пример
Если по дороге на работу вы проехали 25 км по городу, а затем 15 км по дорогам и проспектам, то расход составит = (10,5 × 15 + 8 × 25): 40 = 8,94 л/100 км.
Реальный расход топлива с пояснениями
При расчете расхода топлива автомобиля он, как правило, отличается от заявленного производителем. Это связано с тем, что измерения проводятся в лабораториях и на заводах по международной методике. Условия там близки к идеальным, поэтому результаты могут быть сопоставимы.
Однако данная методика не учитывает внешние факторы, такие как погода, дорожная обстановка, рельеф местности. В результате реальный расход топлива может отличаться от заявленного.
Параметры, влияющие на экономию топлива
Хотя на расход топлива конкретного автомобиля влияет множество факторов, некоторые из них могут контролироваться владельцем. Для предотвращения перерасхода топлива состояние технической исправности автомобиля должно быть оптимальным или, по крайней мере, иметь незначительный износ. Воздушный фильтр, свечи зажигания, датчик холостого хода, форсунки и тормоза должны регулярно проверяться на предмет их исправности. Также следует обратить внимание на такие аспекты, как углы установки колес, и при необходимости исправить их. Невыполнение этих требований может оказать существенное негативное влияние на топливную экономичность автомобиля.
Сопротивление воздуха замедляет движение автомобилей
Большая часть мощности двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха при движении автомобиля на высоких скоростях. Если водитель изменяет стандартные кузовные панели или добавляет какое-либо внешнее оборудование (например, дефлекторы, багажник и т. д.), то аэродинамическая эффективность автомобиля может резко снизиться и, соответственно, увеличится расход топлива.
Более тяжелые автомобили требуют больше топлива
Масса автомобиля влияет на мощность двигателя, необходимую для его движения. Это, в свою очередь, заставляет двигатель расходовать больше топлива. Кроме того, если давление в шинах ниже рекомендуемого уровня, то при движении автомобиля шины прогибаются, что приводит к увеличению расхода энергии.
Качество топлива
Использование некачественного бензина или дизельного топлива может привести к некоторым проблемам, например, к снижению мощности двигателя. Это часто заставляет водителя сильнее нажимать на педаль газа, что приводит к увеличению расхода топлива.
Стиль вождения
Работа двигателя на высоких оборотах, резкие ускорения и торможения могут привести к перегрузкам. В таких ситуациях он будет расходовать больше топлива, чем при равномерном движении.
Сезонное сопротивление качению
С наступлением зимы ухудшаются эксплуатационные характеристики автомобиля, в основном из-за загустения масла в его узлах. Снег и лед на дороге также могут увеличивать сопротивление качению и вызывать пробуксовку ведущих колес, что, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива. В зависимости от условий эксплуатации разница между ожидаемым и фактическим расходом топлива может достигать 30–40%, и это считается нормальным. В тяжелых условиях, например, при движении по бездорожью, расхождение может достигать и 50% без видимых проблем с автомобилем. Однако если при обычной езде расход топлива превышает ожидаемый, это может быть признаком того, что автомобиль нуждается в проверке.
Правила расхода топлива
Для физических лиц, владеющих личным автотранспортом, не существует никаких ограничений по расходу топлива. Однако для юридических лиц государство устанавливает ограничения на количество топлива, расходуемого принадлежащими им автомобилями.
Государство определяет топливную экономичность автомобилей не опытным путем, а с помощью теоретических расчетов, устанавливая различные нормы расхода топлива для разных автомобилей. Если фактический расход топлива превышает эти нормы, компания обязана сообщить об этом и заплатить большие налоги.
Расчет расхода топлива для легковых автомобилей
Министерство транспорта РФ 14 марта 2008 г. выпустило Распоряжение № АМ-23-р, в котором приведена методика определения количества топлива, необходимого для конкретной поездки. Она ориентирована на предприятия, содержащие автопарк, однако любой человек, имеющий автомобиль, может применить ее, чтобы получить представление о предполагаемых расходах на топливо. В параграфе 7 Главы 2 описаны особенности расчета для легковых автомобилей.
Влияние рельефа местности, температуры окружающей среды и плотности населения на потребление
Количество стандартно потребляемого топлива (НР) представляет собой произведение базовой нормы расхода (БНР), пробега и поправочного коэффициента (ПК). Этот поправочный коэффициент учитывает рельеф местности, температуру окружающей среды и плотность населения в районе эксплуатации двигателя. Подробно условия, влияющие на расход, и соответствующие им весовые коэффициенты изложены в главе 2 нормативных документов Минтранса.
Кроме того, в некоторых регионах предоставляются климатические надбавки. Для городов Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург ПК составляет 10%, а период действия — с сентября по март. В Кабардино-Балкарии ПК составляет 5%, а срок действия ограничен декабрем-мартом. В Якутии и Чукотском автономном округе надбавка составляет 20%, срок действия — с октября по май.
Зимние поправки По регионам
Полный перечень региональных зимних поправок приведен в Приложении № 2 Министерства транспорта. Кроме того, необходимо учитывать базовую норму расхода топлива (БНР). Его величина рассчитывается по заявленному производителем автомобиля расходу топлива и коэффициенту (К), зависящему от мощности двигателя: БНР = Заявленный расход * К. Таким образом, норма расхода для автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1,8 л и заявленным расходом 9,5 л/100 км составит:
Шаги по минимизации расхода топлива
При расчете BNR, равного 9,5, умноженного на 1,15, получается 10,925 л/100 км. При расчете НР для данного автомобиля, проехавшего 100 км в Москве зимой, получается 11,47 л.
Советы по снижению расхода топлива
Чтобы сократить расходы на топливо, целесообразно придерживаться следующих советов:
— Регулярно проверяйте давление в шинах — Избегайте резких торможений и ускорений — Снижайте скорость при движении — Покупайте топливо на более дешевых заправочных станциях — Не перегружайте автомобиль — Постоянно проводите техническое обслуживание автомобиля — Держите окна закрытыми при движении на высоких скоростях — Выключайте двигатель автомобиля при длительной остановке — Регулярно проводите тюнинг двигателя автомобиля — Регулярно меняйте масляный и воздушный фильтры — Используйте правильный тип масла
Уход за автомобилем
Для обеспечения бесперебойной работы автомобиля важно своевременно проводить необходимое техническое обслуживание. Кроме того, багажники и другое навесное оборудование следует устанавливать только тогда, когда это необходимо для перевозки грузов. Кроме того, необходимо регулярно следить за давлением в шинах. При заправке необходимо использовать проверенные АЗС, а для бензиновых автомобилей — топливо с соответствующим октановым числом. Наконец, важно также соблюдать плавный стиль вождения.
Использование предпускового подогревателя в холодную погоду
В холодное время года, если это возможно, следует использовать предпусковой подогреватель вместо того, чтобы давать двигателю работать на холостом ходу. Это поможет снизить расход энергии.