Горюче смазочные материалы

В этой статье мы расскажем о горюче-смазочных материалах — что это такое, какие виды нефтепродуктов они представляют собой, для чего они используются и каким требованиям должны отвечать.

Определение

Термин «ГСМ» — это общее обозначение топлива, используемого в двигателях внутреннего сгорания. Рассматриваемые материалы производятся из нефти и включают в себя как горюче-смазочные материалы, так и топливо.

Перечень горюче-смазочных материалов

Перечень горюче-смазочных материалов включает в себя широкий спектр веществ, обеспечивающих нормальную работу двигателей внутреннего сгорания и других технических узлов. К ним относятся:

  1. Смазочные материалы — пластик и различные виды масел;

  2. Топливо — бензин различных марок, дизельное топливо, керосин;

  3. Технические жидкости — охлаждающие и тормозные. Производством таких горюче-смазочных материалов занимаются промышленные предприятия. Как правило, они могут управлять всем производственным процессом — от производства до реализации.

Контроль качества необходим

Производство нефтепродуктов возможно только при условии соблюдения стандартов и норм. Каждая партия проходит лабораторные испытания на соответствие требованиям качества. Если вы собираетесь предлагать к продаже топливо, жидкости и смазочные материалы, то должны представить пакет документов, иллюстрирующих технические и эксплуатационные характеристики конкретного вида продукции.

Виды топлива, входящие в состав горюче-смазочных материалов

Значительное количество позиций, входящих в состав горюче-смазочных материалов, составляют различные классификации топлива. К этому классу относятся:

  1. Бензин — комбинация легковоспламеняющихся углеводородов, которая используется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, самоходной техники, мотоциклов, садового инвентаря и других машин. Главная особенность этого топлива — быстрота воспламенения, на основе которого высвобождается энергия для движения. При выборе топлива важно обратить внимание на следующие качества: наличие улучшителей, октановое число, состав, давление паров и т. д.

Характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо представляет собой комбинацию углеводородов и отличается своей вязкостью. Топливо с низкой вязкостью используется в быстром транспорте и грузовых автомобилях, а топливо с высокой вязкостью необходимо для промышленного оборудования, сельскохозяйственных орудий, военной техники и тепловозов. Это топливо пользуется большим спросом благодаря низкой вероятности взрыва, высокой экономичности и способности обеспечивать бесперебойную и тихую работу двигателей внутреннего сгорания.

Применение керосина

Керосин, углеводородный продукт, получаемый в результате вторичной переработки нефти, имеет разнообразное применение. Он широко используется в ракетостроении и авиации, а также в таких технических операциях, как промывка и очистка. Широкую популярность он приобрел благодаря быстрой скорости испарения и высокой теплоте сгорания. Кроме того, его способность противостоять низким температурам и снижать силу трения деталей делает его популярным смазочным материалом.

Природный газ

Природный газ — продукт, получаемый из ископаемых нефтяных месторождений, не перерабатывается путем переработки нефти и, следовательно, не относится к категории горюче-смазочных материалов.

Смазочные материалы

Смазочные материалы состоят из различных типов масел, используемых в трансмиссиях, двигателях и других подвижных узлах для снижения трения и защиты от износа. В зависимости от состава они подразделяются на:

Упрочненные вещества

— Графит, хлорид кадмия, дисульфид молибдена — используются для питания и смазки механизмов сухого трения, отводящих тепло.

Пластмассы

— В зависимости от давления они ведут себя как твердые или жидкие вещества и имеют большой срок службы.

Полужидкие вещества

— Масла, циркулирующие по системе и снижающие трение между компонентами.

Улучшение эксплуатационных характеристик с помощью присадок

Присадки в горюче-смазочных материалах позволяют повысить их эксплуатационные характеристики в зависимости от назначения продукта и сферы применения. Модификаторы могут составлять до 10%, защитные компоненты — 7–12%, а защита поверхности — до 85%.

Дифференциация топливных и смазочных продуктов

Для того чтобы покупатель мог быстро определить подходящее ему топливо или смазку, производители разделяют свою продукцию на три вида: минеральную, синтетическую и полусинтетическую. Для упрощения выбора на упаковках каждого продукта указывается его вязкость, зольность, температура застывания, количество присадок.

Уникальные жидкости для горюче-смазочных материалов

Эти жидкости используются в различных механизмах в качестве рабочего вещества. Для повышения качества в специальные жидкости вводятся присадки, защищающие их от коррозии. К этому виду топлива относятся тормозные и охлаждающие жидкости. Охлаждающие жидкости используются для отвода тепла от двигателей. При этом должны быть удовлетворены следующие потребности:

Высокая температура кипения

Они обладают чрезвычайно высокой температурой кипения.

Отсутствие образования накипи

Образование накипи при нагревании этих веществ исключено.

Низкая температура замерзания

Их температура замерзания ниже, чем температура окружающей среды.

Отсутствие повреждений резиновых деталей

При использовании этих материалов не происходит повреждения резиновых деталей.

Без пены

Пенообразование не происходит при попадании продуктов на масляной основе и замерзании.

Незначительное увеличение объема при нагревании

При нагревании наблюдается незначительное увеличение объема. Типичными горюче-смазочными материалами являются вода и охлаждающая жидкость.

Тормозные жидкости на основе очищенных масел

Тормозные жидкости являются продуктом глубокой очистки нефтяных масел. Эти жидкости состоят из гликолей и сложных эфиров и обладают рядом преимуществ.

— Высокая вязкость: Эти жидкости характеризуются подвижностью при низких температурах и эластичностью при высоких температурах. — Низкая температура замерзания: Температура, необходимая для замерзания этих жидкостей, невысока. — Высокая температура кипения: Температура кипения этих жидкостей составляет 115 градусов или выше для барабанных тормозов и 190 градусов или выше для дисковых тормозов.

Смазочные свойства

Эти жидкости обладают отличными смазывающими свойствами и не причиняют вреда резиновым манжетам, шлангам и клапанам, независимо от того, идет ли речь о высыхании, коррозии или разбухании. Они идеально подходят для гидравлических приводов сцепления и тормозных систем, как гидравлических, так и гидропневматических.

Топливо