Автомобильный бренд Москвич

2022 ноября на бывшем заводе Renault в Москве началось производство новой автомобильной марки «Москвич». Первоначальной моделью линии стал кроссовер, получивший обозначение «Москвич 3». Выпуск автомобиля на рынок намечен на декабрь 2022 года. Серийным производством автомобиля занимается завод «КИМ».

Автомобильный завод ГАЗ

В 1929 году Советский Союз и американская компания Ford Motor Company подписали договор о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). Прежде чем запустить полноценное предприятие, сборка грузовиков из машинокомплектов началась на двух автосборочных заводах: Государственном заводе № 1 в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова), и на Государственном заводе № 2 в Москве. Столичный завод был построен на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект), рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы на нем собирались легковые автомобили ГАЗ-А и грузовые автомобили ГАЗ-АА, причем комплектующие использовались как американские, так и советские.

Преобразование завода

В 1939 г. завод ГАС претерпел преобразования и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Был разработан и выпущен КИМ-10 — субкомпактный автомобиль с цельнометаллическим полунесущим кузовом по образцу американского Ford Prefect. Всего до начала войны было построено около 300 автомобилей, а серийное производство планировалось начать 1 августа 1941 года.

Война принесла перемены

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск для начала производства легких танков Т-60 и Т-70. К маю 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании на базе КИМа завода по производству малолитражных автомобилей. Предприятие получило название ЗМА, позднее — МЗМА.

Решение Сталина о копировании немецкого автомобиля Opel Kadett K38

Вначале на этой площадке планировалось развернуть производство КИМ-10. Но в августе 1945 г. руководитель Советского Союза И. В. Сталин принял личное решение о производстве копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в Германии в 1937–1940 гг. По мнению некоторых исследователей, документы и оборудование для создания автомобиля были вывезены из оккупированных немцами районов. Однако другие источники утверждают, что автомобиль был изготовлен заново по имеющимся образцам и пресс-формам.

Рождение «Москвича-400

В 1946 году «Кадет» был возрожден под названием «Москвич-400». Этот пятиместный переднемоторный заднеприводный седан оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью до 23 л. с. Кроме седана, выпускались также кабриолет, фургон и пикап. Позже, в 1954 году, был выпущен «Москвич-401» с двигателем мощностью 26 л. с. Всего было произведено 234 тыс. таких автомобилей. Эти автомобили стали первыми массовыми автомобилями, которые были доступны в СССР для личного пользования.

Второе и третье поколения

В 1956–1965 гг. на МЗМА выпускалось второе поколение «Москвичей». К этому поколению относились модели 402, 403, 407 и другие производные. Они не отличались кардинально от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и визуальное сходство с более роскошной «Волгой» ГАЗ-21. К концу производства было выпущено более 553 000 экземпляров.

История российского автопрома

Участие российских автомобилей в международных ралли началось с автомобиля «Москвич-407» в 1964–1988 годах. В третьем поколении выпускались автомобили «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные с более совершенной конструкцией. В 1968 году предприятие изменило свое название на «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Производство автомобиля «Москвич-412» началось в 1967 году на Ижевском автомобильном заводе (предприятие Министерства обороны СССР), который впоследствии выделился в отдельную марку. Кроме того, сборка «Москвичей» из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии (на заводе «Балкан» в г. Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия — Волга» в Брюсселе). В отдельные годы более половины советского выпуска «Москвичей» шло на экспорт. Всего было изготовлено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.

Четвертое поколение, конец бизнеса

В 1986 г. АЗЛК (в 1992 г. ставший ОАО «Москвич») выпустил переднеприводный автомобиль «Москвич-2141» в кузове хэтчбек. За рубежом он продавался под названием Aleko, оснащался устаревшими двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В 1990-е годы из-за сокращения государственного финансирования начался спад производства. Модернизация таких автомобилей, как «Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор», а также более мощные двигатели Renault оказались слишком дорогими после дефолта 1998 года и не смогли спасти предприятие.

Конец АЗЛК

4 марта 2002 года остановился главный конвейер АЗЛК, впоследствии предприятие было закрыто и ликвидировано в 2010 году. На АЗЛК было выпущено около 716 тыс. автомобилей четвертого поколения.

В 2016 году автомобильный завод Renault и технополис «Москва» приобрели площади, ранее занимаемые АЗЛК. После этого Renault Россия зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» с логотипами. Срок действия этих товарных знаков истекает в 2025 году.

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о переходе завода Renault в собственность города

16 мая 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о переходе московского завода Renault в собственность города и возобновлении производства легковых автомобилей под нестареющим названием «Москвич». Основным технологическим партнером фирмы является ОАО «КАМАЗ». 23 ноября 2022 года на заводе началась массовая сборка автомобилей. Планируется, что до конца года будет собрано 600 автомобилей (400 из которых будут электрическими). В 2024 году параллельно с крупноузловой сборкой будет вестись мелкоузловая. В документах, представленных на заводе, указано, что в 2024 году в автомобилях начнут использоваться аккумуляторы собственного производства, а в 2025 году москвичи получат собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство московского производства.

Автомобили