За 25 лет китайский автопроизводитель Chery прошел большой путь и сегодня является одним из ведущих конкурентов на российском рынке. Модельный ряд материнской марки регулярно обновляется и расширяется, а премиальный бренд Exeed уверенно набирает обороты. Готовится вывод на российский рынок моделей Omoda и Jetour. Рассмотрим прошлые и нынешние предложения Chery.
Chery: Автопроизводитель с многогранной историей
Chery — китайская государственная автомобильная компания, основанная в 1997 г. в городе Уху, провинция Аньхой. Название Chery является транслитерацией китайского слова Qirui, что означает «исключительно одаренный» или «очень удачливый». В английском языке оно ассоциируется со словами «cherry» и «cheery». Изначально компания создавалась с целью производства двигателей и автокомпонентов, но со временем стала полномасштабным производителем автомобилей.
В декабре 1999 года с конвейера сошел первый серийный автомобиль компании. Им стал нашумевший многоликий хэтчбек Fengyun, который также известен под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2. Кроме того, в России он был известен под названиями Chery Amulet и Vortex Corda.
Fengyun: Испанский дизайн десятилетней давности
Основой для свободных копий Fengyun послужил испанский Seat Toledo первого поколения, разработанный в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Китайский автопроизводитель Chery выпустил этот автомобиль в Китае после того, как он был снят с производства в Европе. Лаконичный дизайн от итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, а также удачная компоновка с очень просторным для компактного автомобиля салоном и большим багажником сделали его подходящим бюджетным автомобилем. Фактически модель Cowin 2 была выпущена в 2016 году, однако спрос на нее стал настолько незначительным, что на китайском рынке появились более интересные альтернативы за те же деньги.
Chery Amulet: Шокирующие результаты краш-тестов
В период с 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet производился на калининградском заводе «Автотор». Затем, в 2007 году, он прошел краш-тест, проведенный газетой «Авторевю». Результаты оказались настолько ужасающими, что многие люди сразу же отказались от его покупки.
Несмотря на недостаточную безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet получил новую жизнь в России в 2010–2012 годах, когда на ТагАЗе он стал выпускаться под маркой Vortex Corda. Название Vortex было создано специально для Российской Федерации, и под ним на Таганрогском заводе собирались седан Estina (переименованный в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo).
Из трех ведущих моделей Vortex наименьшей популярностью пользовался лифтбек Corda — стало очевидно, что потенциал успеха этой модели в России невелик.
Прорыв Chery: Кроссовер Tiggo
В конце 2000-х годов компания Chery совершила настоящий прорыв, выпустив кроссовер Tiggo. Это была откровенная копия Toyota RAV4 второго поколения, правда, с 5-дверным кузовом. За прошедшие годы китайский «Равик» претерпел несколько доработок и смену названий (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo).
Для многих россиян это был первый доступный кроссовер, который они смогли купить. Модель продавалась по приемлемой цене, но была снята с производства только в 2020 году, когда Chery перешла на более высокий технологический уровень.
Кроссоверы Chery выходят на российский рынок
В 2019 году в России стартовали продажи двух новых кроссоверов Chery: субкомпактного Tiggo 4 и более крупного Tiggo 7. Качество этих автомобилей выше, чем у предыдущих моделей китайской марки, они выглядят и управляются достаточно хорошо. Недостатки есть, но они невелики. В результате на Chery переходят те, у кого раньше были автомобили корейских, японских или европейских марок.
С осени 2014 года, когда произошел резкий обвал рубля, продажи Chery в России стали расти быстрыми темпами. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 в 2014 году, 6 358 в 2019 году и 11 452 в 2020 году. Такой колоссальный рост свидетельствует о том, что кроссоверы Chery стали очень востребованными на российском рынке.
Chery запускает в России премиальный бренд Exeed
В 2020 году компания Chery выводит на российский рынок свой премиальный бренд Exeed (создан в Китае в 2018 году). Изначально для российского рынка он был обозначен как Cheryexeed, но позже, летом 2020 года, компания вернулась к первоначальному китайскому названию — просто Exeed. Автомобили Exeed теперь доступны через собственную дилерскую сеть и на российских потребительских сайтах. Chery и Exeed теперь являются отдельными компаниями.
Китайская роскошь пользуется все большим спросом в России
Выяснилось, что стремление к китайской роскоши в России, которое существует уже давно, усилилось в связи с геополитическими событиями, начавшимися в феврале 2020 года. В результате ухода европейских, американских и японских брендов премиум-класса обеспеченные граждане стали присматриваться к дорогим «китайским» вариантам.
В компании Chery быстро поняли, что на российском рынке, где сейчас практически нет магазинов, есть место еще для нескольких китайских марок. Осенью этого года первый из них, Omoda, был создан специально для российского рынка. Она относится к классу «высокий средний класс» и находится между Chery и Exeed. Кроме того, по слухам, в ближайшее время будет выпущен молодежный бренд Jetour, ориентированный на Россию.
Jetour: Успешный молодежно-ориентированный бренд
Jetour — ориентированный на молодежь автомобильный бренд, запущенный в Китае в 2018 году. Проект оказался весьма успешным: к 2019 году в Китае было продано более 130 000 автомобилей, а в 2021 году — более 150 000. Для дальнейшего увеличения продаж компания Chery объявила о переформатировании Jetour в начале этого года.
Однако не все бренды Chery были столь же успешны, как Jetour. В 2009 году компания Chery выпустила сразу три бренда: Karry, Rely и Riich, но из-за нечеткого позиционирования и распыления ресурсов в 2012 году Rely и Riich были сняты с производства, а Karry выжила, хотя ей пришлось сузить ассортимент и теперь она выпускает в основном недорогие легкие грузовики и микроавтобусы.
Рассвет Qoros
В 2007 г. компании Chery и израильское подразделение Kenon Corporation объединили усилия для создания новой автомобильной компании CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), ориентированной на европейский, китайский и в перспективе мировой рынки. В 2011 г. компания и ее будущий автомобильный бренд получили более приятное синтетическое название — Qoros. Разрабатывая серию компактных автомобилей Qoros с нуля, компания представила Qoros 3 на Женевском автосалоне 2013 г., и его дизайн в евростиле произвел впечатление как на прессу, так и на покупателей. Его 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP еще больше обещал успех китайско-израильской модели, но что-то пошло не так.
Qoros не смог выйти на европейский рынок
Компания Qoros с трудом развернула дилерскую сеть в Европе, где было продано всего несколько автомобилей. Кроме того, качество продукции не отличалось постоянством из-за сборочного завода в Чанше (Китай). Кроме того, продажи компании не впечатляли даже на родине.
Chery выбирает другой путь
В 2014 г. компания Chery создала дочернее предприятие под названием Cowin Auto, пытаясь ориентироваться на представителей низшего экономического слоя, особенно на молодежь из отдаленных районов.
Переформатирование торговой марки Cowin
Марка Cowin в последнее время подверглась переформатированию. Это связано с тем, что нынешние модели, представляющие собой лишь слегка переделанные модели Chery, продаются не очень хорошо.
Для улучшения ситуации различия между моделями Cowin и Chery будут более очевидны. Кроме того, с 2024 года Cowin будет представлять полностью оригинальный дизайн от бельгийца Лоуи Вермерша, который ранее работал в ателье Pininfarina.
Что получится из этого переформатирования в перспективе, пока неизвестно.
Chery и британская автомобильная компания создают альянс
В 2012 году компания Chery создала совместное предприятие с известным британским автопроизводителем Jaguar Land Rover, принадлежащим индийской Tata Motors. Целью создания предприятия было наладить выпуск британских автомобилей в Китае, а производство началось в 2014 году. Несмотря на то что Chery не участвует в управлении совместным предприятием, сотрудничество с известным брендом положительно отразилось на китайской компании.
Путешествие Chery в США
В 2007 году компании Chrysler и Chery заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее поставку в США недорогих субкомпактов A1/Kimo. К сожалению, от этой идеи быстро отказались, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей.
В 2019 году компания HAAH Automotive Holdings предприняла попытку привезти в США люксовые модели Exeed и кроссоверы Chery, но проект провалился — официально из-за пандемии, неофициально — из-за авантюризма руководства.
Однако в этом году автомобили Chery стали поставляться в Мексику, которая по-прежнему входит в состав Северной Америки, под брендом Chirey.
Chery: Четвертое место в сегменте китайских электромобилей
Возможно, Chery не обладает такими высокотехнологичными, мощными и дальнобойными электромобилями, как Tesla, но, по данным CleanTechnica, компания контролирует 4,8% китайского рынка электромобилей — это четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%).
Успех компании во многом объясняется ее небольшими и доступными электромобилями — например, модель eQ1 была продана в Китае в первой половине 2022 года в количестве 46 914 штук, а модель QQ Ice Cream — в количестве 54 097 штук за последний год.
Возвращение в Россию
После неудачи с ТагАЗом Chery организовала сборку своих автомобилей на черкесском заводе «Дервейс», но после его закрытия компания на короткий срок переехала обратно на калининградский «Автотор». Завода Chery в России не было и нет до сих пор, хотя вопрос о его создании поднимался неоднократно. Еще одна подобная тема поднималась в августе, однако в настоящее время у Chery нет необходимости в локализации производства в России — она успешно экспортирует свою продукцию из Китая.